Существующие в Грузии избирательные правовые рамки в целом дают основу для проведения демократических выборов, но, вопреки рекомендациям, в избирательном законодательстве имеются пробелы, что в ряде случаев приводит к несоответствующему применению закона со стороны избирательной администрации, судов и других акторов. Об этом говорится в окончательном отчете Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), посвященном парламентским выборам в Грузии 31 октября 2020 года.
Авторы документа отмечают, недавние законодательные изменение, принятые в результате инклюзивного консультационного процесса, частично удовлетворили рекомендации БДИПЧ и Совета Европы. Вместе с тем, некоторые замечания так и не были выполнены. Это касается ведения и финансирования кампаний, администрирования выборов, процесса обжалования результата голосования и т. д.
Европейский совет для решения политического кризиса в Грузии
В отчете отмечается, что выборы проводились трехуровневой избирательной администрацией под руководством ЦИК Грузии. Она соблюдала установленные законом сроки и в целом эффективно управляла техническими аспектами выборов в условиях регуляций, связанных с пандемией Covid-19.
«Центральная избирательная комиссия регулярно проводила заседания, которые были открыты для аккредитованных избирательных субъектов, наблюдателей и представители СМИ. Многие важные вопросы не рассматривались ЦИК на открытых сессиях, что соответствовало закону, хотя и ограничивало прозрачность. Доминирующее представительство правящей партии в избирательной администрации, особенно на низких уровнях, негативно отразилось на оценке общества беспристрастности и независимости избирательных комиссий», — говорится в документе.
Freedom House о Грузии: олигархия, политические дела и несвободный суд
В докладе также говорится, что регистрация партий и кандидатов в целом была инклюзивной, ЦИК зарегистрировала 48 партий и два избирательных блока, что обеспечило избирателям возможность широкого выбора. Свобода собраний и выражений также в основном была соблюдена, и кандидаты в целом имели возможность проводить кампанию свободно и без неоправданных ограничений.
«Но поступало множество сведений о запугивании сторонников партий и сотрудников публичного сектора. Грань между правящей партией и государством часто была размытой, что противоречило обязательствам перед ОБСЕ и правильной международной практике».
В БДИПЧ отмечают, что в Грузии была проведена активная медиа и онлайн-кампания, многие кандидаты использовали Facebook для связи с избирателями, хотя дискуссий по существенным вопросам было немного. В то же время миссия наблюдателей обращает внимание, что законодательство дает преимущество более устоявшимся политическим партиям в ущерб новым и мелким.
Выборы, а не плебисцит. Заявление Саакашвили раскололо оппозицию