Что произошло
11 марта суд разрешил прокуратуре изъять из телекомпании TV Pirveli аудиозаписи телефонных разговоров ныне премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили и сына миллиардера Бидзины Иванишвили Беры. По словам главного продюсера телеканала Нодара Меладзе, теперь следственные органы просят от них «какой-то непонятный конверт» и «электронный носитель». Журналист считает, что таким образом прокуратура хочет выйти на источник аудиоматериалов.
В постановлении суда написано: «Орган, проводящий следственные мероприятия, в случае оказания ему сопротивления, имеет право применить пропорциональную силу». После бурной реакции общества, последовавшей после обнародования постановления, в прокуратуре заверили: «вторгаться и врываться на телевидение никто не собирается», а «подобная информация нацелена на введение общественности в заблуждение». Прокуратура также признала, что телекомпания имеет право не передавать то, что было затребовано судом, но выразила надежду на сотрудничество TV Pirveli с правоохранительными органами.
Реакция телекомпании TV Pirveli
Телекомпания TV Pirveli намерена обжаловать решение Тбилисского городского суда. По словам адвоката Георгия Мшвениерадзе, оно «незаконно и неконституционно».
«Решение хорошо отражает, что прокуратуре неинтересно содержание беседы. В решении не затребован аудиофайл. Они целенаправленно требуют устройство, на котором мог быть записан файл. То есть, им интересно происхождение файла – источник, защищенный абсолютной привилегией», – пояснил Мшвениерадзе.
Телекомпания не исключает, что обратиться в Европейский суд по правам человека в том случае, если обжалования решения суда в самой Грузии будет недостаточно.
Карательные операции Беры: как из принца превратиться в злодея
С чего все началось
6 марта в эфир оппозиционного телеканала TV Pirveli вышел сюжет о ряде «карательных операций», проведенных высокопоставленными грузинскими силовиками по заданию Беры Иванишвили. Жертвами, согласно репортажу, были лица, позволившие себе нелицеприятные выпады в адрес наследника миллиардера в соцсетях. Журналисты сообщили: анонимный источник принес в редакцию четыре аудиозаписи, свидетельствующие о том, что Иванишвили-младший раздает указы высокопоставленным чиновникам.
Партия власти «Грузинская мечта» назвала аудиозаписи сфабрикованными. Опубликованная «грубая фальсификация», по их словам, состоит из слов и фраз как минимум десятков незаконных записей, осуществлявшихся в течение по меньшей мере нескольких месяцев.
Глава Специальной службы государственной охраны Анзор Чубинидзе, участник скандальных аудиозаписей, отметил, что в его обязанности, как руководителя личной службы охраны Иванишвили, которую он занимал в 2010-2011 гг, когда якобы были осуществлены записи, входило реагирование на любые проявления агрессии в адрес наследника миллиардера. Сам Бера не стал отрицать подлинность аудизаписей и заявил, что за ния «потребует ответ и сегодня». Премьер-министр Ираклий Гарибашвили же нарушил молчание лишь спустя несколько дней, заявив, что без жертвы не может идти речи о преступлении, а в данной ситуации потерпевшим может быть он сам.
Впрочем, несмотря на обращения оппонентов власти в прокуратуру для расследования запугиваний и расправ, о которых идет речь в аудиозапизях, Генеральная прокуратура Грузии начала расследование по факту осуществления незаконной прослушки и распространения записей частных разговоров.
Жизнь по понятиям: поощряет ли «Грузинская мечта» уличные разборки
Реакции
«Право журналиста не называть источник и не передавать следствию информацию, полученную в ходе его профессиональной деятельности, в первую очередь охраняется внутренним законодательством. Обыск и изъятия в СМИ разрешены только в случаях, когда «имеется четкое и убедительное обоснование того, что проведение указанного следственного действия не приведет к нарушению права на свободу слова, охраняемого Конституцией Грузии».
Нино Ломджария, Омбудсмен Грузии
«Телеканал Pirveli и его источник раскрыли тяжкое преступление, насилие, за которым стоят высокопоставленные чиновники. В демократическом обществе именно в такие моменты начинается расследование таких преступлений. Но правящий в Грузии режим хочет наказать всех, кто причиняет беспокойство Иванишвили или его семье, и это большая угроза для демократического выбора грузинского народа. Это опасный признак авторитаризма, которого мы не потерпим в грузинском обществе».
Совместное заявление 20 оппозиционных партий
«Никакого вторжения со стороны правительства не планируется, я хочу напомнить нашим оппонентам, что сегодня мы находимся в 2021 году, это не 2007 год, когда в Imedi был совершен рейд. Конечно, мы все это закончили в 2012 году. Поэтому поводов для паники и тревоги нет».
Ираклий Гарибашвили, премьер-министр
«Медиа находятся под защитой закона о свободе слова. Этот закон – последний форпост, которого еще не коснулась грязная рука Иванишвили… И единственное препятствие на пути к переходу к государству российского типа – это свободные медиа».
Гиги Угулава, «Европейская Грузия»
«Это постановление нарушает грузинские и международно-правовые гарантии свободы выражения мнения и конфиденциальности, представляет серьезную угрозу для СМИ и рождает подозрения относительно использования правоохранительных органов и судебной системы в узких политических интересах».
Transparency International – Georgia
«Первое, что я хочу сказать, это то, что мы все равны перед законом. Что касается этого конкретного вопроса, прежде всего, вы должны быть заинтересованы в скорейшем завершении расследования конкретных аудиозаписей. Было сделано много заявлений по этому поводу и много было преувеличений. Так что, никто никуда не собирается вторгаться, говорю вам это со всей ответственностью».
Каха Каладзе, мэр Тбилиси
«О вторжении не идет речи. Это просто ложь, выдумка, очередная попытка поднять градус. Оппозиция сейчас поднимает новую тему, которой попытается сорвать переговоры».
Созар Субари, «Грузинская мечта»
«Солидарность и поддержка TV Pirveli и всем журналистам, которые, рискуя собой, противостоят системе и разоблачают преступления, несмотря на конкретные угрозы. Решение суда и запрос прокуратуры лишены смысла и фактически отменяют журналистику в этой стране. Не смиримся!».
Элене Хоштария, «Дроа»
«Комментарии Гарибашвили, Иванишвили и его режима сегодня являются репрессивными шагами. Предприняв эти репрессивные шаги, они угрожают дальнейшими шагам всему обществу, они решили подавлять источники, наказывать средства, которые причиняют дискомфорт их достоинству».
Гига Бокерия, «Европейская Грузия»
«Только вы [дипломаты] можете остановить эту истерию, и я хочу попросить от вас быстрой реакции. В постановлении суда уже появилась отметка о том, что прокуратура может войти в офис силой. Это — повестка дня правительства, «Грузинской мечты», чтобы ворваться, чтобы телеканал больше не мог вещать».
Вато Церетели, владелец телекомпании TV Pirveli