— То есть, вы знаете Владимира Путина. Вы думаете, что он убийца?
— Ага. Да.
Так новоизбранный президент США Джо Байден в ходе интервью ответил на вопрос журналиста ABC News. Глава Белого дома заявил, что президент России заплатит за свои действия и «скоро поймет, что я собираюсь сделать». Путин уже ответил своему коллеге детской дворовой фразой: «Кто так обзывается, тот так и называется». СОВА предлагает мнение экспертов о том, что означают слова Байдена и как российские-американские отношения при новой администрации скажутся на Грузии.
Георгий Бадридзе, дипломат
«Заявление Джо Байдена означает окончание некоего цикла в понимании Запада в целом и США в частности того, чем является Россия. Я напомню, что после окончания «холодной войны» очень долго на Западе существовало такое ожидание, что Россия вот-вот превратится в демократического союзника, стратегического союзника западных демократий. Они считали, что главной причиной «холодной войны», противостояния между коммунистическим Советским Союзом и его блоком с одной стороны и Западом с другой, была идеология, которая сама оказалась побежденной. Коммунизм закончился крахом. Поэтому многие считали, что России нужно дать шанс, помочь ей встать на ноги. На эти иллюзии ушло много времени.
Некоторое время Россия сама заявляла, что перестраивается. Сначала это был еще Советский Союз, потом Россия Ельцина, которая вроде бы шла в направлении реформ. Но все закончилось Путиным, который заявил, что развал СССР был главной геополитической катастрофой ХХ века.
«Ресурс иллюзий окончательно иссяк»
И даже после этого на Западе оставались иллюзии, что Россия может быть партнером, а не противником. Но очень трудно было не заметить, что постепенно и все очевиднее путинская Россия действует по логике «холодной войны». Кстати, не только по отношению к своим ближайшим соседям, имеется в виду агрессия в Грузии, Украине и других регионах, но уже и непосредственно против Запада. Думаю, ресурс иллюзий окончательно иссяк. Даже после нападения России на Грузию, США инициировали политику перезагрузки, дав Москве очередной шанс начать все сначала. И на это они получили абсолютно неадекватную реакцию, когда Россия стала еще более агрессивной в отношении США и Запада.
Думаю, мы пришли к логическому завершению тех иллюзий, которые питала не одна американская администрация. Не то чтобы кто-то должен радоваться этому, но, к сожалению, мы видим первые признаки того, что можно назвать новой «холодной войной». Она на самом деле уже была инициирована Россией. Теперь, думаю, она получит адекватный ответ.
Санкционное оцепление. Или как Москва погружалась в изоляцию
Можно посмотреть на историю первой «холодной войны». Тогда США объявили политику сдерживания. Она состояла не в том, чтобы напасть на СССР, а в том, чтобы помогать всем свободолюбивым странам, где СССР пытался продвигать коммунизм или осуществлять какие-то агрессивные действия. Благодаря политике сдерживания большинство стран Европы и другие страны смогли сохранить свободу, и «холодная война» как раз тем и закончилась, что союзники США во всем мире стали победителями. Не знаю точно, что будет делать администрация Байдена, но по логике политики сдерживания, она должна увеличить поддержку тех стран, которые пытаются развиваться по демократическому пути, которые хотят быть союзниками США.
«Это можно назвать «звоночком» для «Грузинской мечты»
Да, это можно назвать «звоночком» для «Грузинской мечты». Прежняя администрация Трампа совершенно не утруждала себя вопросами состояния демократии и очень часто заигрывала с самыми тоталитарными режимами. Но еще до выборов было заявлено, что в случае победы, Байден и его администрация сделают вопрос демократии одним из главных приоритетов своей политики. Так что, да, наша власть должна принимать это во внимание совершенно недвусмысленно».
Гия Джапаридзе, исследователь Центра Чавчавадзе
«За заявлением Байдена последовало то, что Россия отозвал на консультации своего посла. Я не смог вспомнить, чтобы даже во времена «холодной войны» был подобный случай, чтобы президент США назвал лидера Советского Союза убийцей. Судя по всему, отношения находятся на очень низкой отметке. Это заявление является сигналом, что США собираются серьезно пересмотреть отношения с Россией.
«Байден сам является ветераном «холодной войны», он очень хорошо был знаком с СССР, и знает Россию»
До выборов в Америке я всегда говорил, что в случае победы Байдена произойдет серьезный пересмотр американо-российских отношений. Байден сам является ветераном «холодной войны», он очень хорошо был знаком с СССР, и знает Россию. Он сам отметил, что спрашивал у Путина, знает ли тот, кто он (Байден) такой. Дескать, я знаю, кто ты. К тому же он демократ такого типа, который по вопросам внешней политики хорошо сотрудничал с республиканцами, в том числе с сенатором Маккейном. Это человек, который был вице-президентом во время администрации Барака Обамы. Был одним из участников проекта, который тогда назвали «перезагрузкой». Видимо, Обама тогда надеялся на эту политику. Возможно, и Байден. Это принесло лишь отрицательный результат.
Сегодня в администрацию США возвращаются люди, которые в свое время стояли за этой политикой перезагрузки. И это люди, которых Россия обманула. Они хорошо знают, что такое путинская Россия, поэтому их политика будет очень отличительной. Они будут разговаривать с позиции силы. Со вчерашним заявлением мы можем связать и другие действия, которые администрация Байдена уже осуществляет: например, восстановление хороших отношений США с альянсами, с традиционными партнерами. При администрации Трампа в отношениях появились трещины, и эти трещины заполняет новая администрация. Кроме того, в отношении ЕС уже сделано много конкретных шагов, а это показывает, что США возвращаются в том лице, в котором мы были с ними знакомы, в тот же период «холодной войны».
«Если Байден будет действовать, это вызовет реакцию со стороны России. И мы должны быть готовы к новым провокациям»
Байден собирается провести Саммит демократий. Не будем обращать внимания на название. Тут не будет идти речи только о поощрении демократии в масштабах всего мира. Это будет очень серьезной платформой, где будет проведена очень четкая линия между государствами с демократической системой и ценностями и другими странами. На той, другой стороне окажутся авторитарные режимы.
Это имеет большое значение для Грузии. Просто мы немного нетерпеливый народ и любим поднимать надежды на высокий уровень. Мы не должны этого делать. Много вопросов нужно решить, и в этом процессе очередь дойдет и до нас. Вот когда придет наша очередь, мы должны быть готовы к тому, чтобы не упустить из рук эту возможность и использовать ее. Существуют, конечно, и риски. Если Байден будет действовать, это вызовет реакцию со стороны России. И к этому мы должны быть готовы, к новым провокациям со стороны России».
Торнике Шарашенидзе, эксперт по международным отношениям
«Не будем спешить с выводами о том, что означает заявление Байдена. Думаю, сейчас он находится под общественным давлением в Америке. Кроме того, насколько мы знаем, партия, которую он представляет, настроена антироссийски. Я не знаю, насколько антироссийски настроен лично Байден, это еще нужно выяснить. Скажем так, заявление – это одно, а реальная политика – другое.
«Если что и угрожает американскому лидерству в мире, то это Китай, а не Россия»
Я не думаю, что сейчас Америка в том состоянии, чтобы идти на серьезную конфронтацию с Россией, потому что у США есть более серьезные проблемы в лице Китая, который, конечно, сильнее России. И если что и угрожает сегодня американскому лидерству во всем мире, то это Китай, а не Россия. При таком раскладе идти на серьезную конфронтацию с Россией, думаю, нереально.
До разговоров о том, как Тбилиси может использовать это в свою пользу, еще далеко. Ажиотаж в Грузии понятен, потому что мы очень чувствительны к российскому вопросу. То, что это играет на руку Тбилиси, – иллюзии. Следует учитывать существующие реалии – российские войска в паре десятков километров от Тбилиси. При такой действительности восприимчивость к российской теме не должна удивлять, хотя она, думаю, не совсем правильная».
Нино Эвгенидзе, исполнительный директор Центра исследований экономической политики (EPRC)
«Заявление Байдена в очередной раз указывает на то, что он и его администрация заявили еще при вступлении во власть, что Америка и ее внешняя политика вернулись в повестку дня, и сейчас наступило время действовать. Думаю, очень скоро Америка сделает шаги для консолидации демократии и защиты свободы в масштабах всего мира.
Заявление [Байдена] еще раз доказывает, что США возвращаются с такой повесткой на мировую политическую арену, что для таких свободолюбивых наций, как мы, и особенно для тех, кто находится на передовом фронте защиты демократии, это очень обнадеживающее заявление. Оно против авторитарных лидеров, которые находятся под влиянием Кремля и авторитета Путина. Думаю, для них это должно быть очень тревожным сигналом.
«Для «Грузинской мечты» это должно быть очень тревожным заявлением»
Для официальных властей Тбилиси эти заявления должны стать наводящими на определенные размышления. Потому что на протяжении последних лет неформальный правитель Иванишвили и «Грузинская мечта» своими шагами и своим бездействием во внешней политике привели к тому, что Грузия исчезла с международной арены. То, чего они достигли, входит лишь в интересы России. Думаю, для них это должно быть очень тревожным заявлением. Ведь если они не вернутся к демократическому развитию и реформам, которые нужно провести, будь то судебная реформа, реформа избирательная или вопрос освобождения политзаключенных, то это заявление точно для них не обнадеживающее».