Европа готова помочь Грузии для выхода из политического кризиса, «но мы не будем больше грузинами, чем сами грузины». Так исход переговоров в Тбилиси при посредничестве спецпосланника Европейского совета Кристиана Даниельсона прокомментировала депутат Европарламента, член блока Европейской народной партии от Литвы и экс-министр обороны Литвы Раса Юкнявичене. Она дала интервью грузинской службе «Голоса Америки».
По признанию Расы Юкнявичене, она надеялась, что грузинская политическая элита воспользуются этим шансом – вовлечением в переговоры европейских лидеров очень высокого уровня. Но после провала диалога она была разочарована.
«Это был очень важный посреднический процесс со стороны Европы. И прежде всего, это означает, что Грузия не одна. Это очень много значит для Европы, для Евросоюза и для меня. Мы считаем Грузию важной страной на европейском континенте. Это государство, которое мы до сих пор считали лидером в регионе с точки зрения демократических реформ и партнерства с Европой. Но после четверга я была разочарована. У меня много тревоги и беспокойства по поводу будущего Грузии».
По словам Юкнявичене, в таких случаях вся ответственность за исход переговорного процесса ложится на правящую партию, правительству, потому что у него есть все ресурсы. «Я бы сказала, что премьер-министр Грузии, его команда несут самую большую ответственность за провал переговоров. Страна не приняла руку, которую ей протянула Европа».
Депутат Европарламента говорит, что ЕС и дальше будет делать все от него зависящее, чтобы помочь Грузии в будущем, «но мы не будем больше грузинами, чем сами грузины».
«Единственная страна, которая счастлива и побеждает в этой ситуации, — это Российская Федерация. Я всегда сомневался и до сих пор сомневаюсь в том, что для Бидзины Иванишвили, который был за кадром и не появился за столом переговоров, евроатлантическая интеграция что-то значила. Скажу вам очень искренне: после четверга мои подозрения усилились».
По словам литовского политика, Европарламенту все равно, какая партия находится в правительстве и кто ведет страну по европейскому пути. «Но я никогда не видел Бидзину Иванишвили в Брюсселе или Вашингтоне, чтобы он встречался там с людьми, принимающими решения», — сказала Юкнявичене, добавив, что сегодня большая часть грузин стала заложниками личного противостояния Иванишвили и Саакашвили.
«Ни один из этих лидеров больше не находится на авансцене, но, думаю, их личное противостояние важнее для них обоих, чем будущее грузинского народа».
В целом, существование такой фигуры, как Бидзина Иванишвили, по мнению Юкнявичене, противоречит европейскому пониманию демократии. К примеру, в Грузии в условиях «Грузинской мечты» оппозиция объявлена врагом. Та же тенденция наблюдается и в России, но в более агрессивном контексте. «И мне бы не хотелось, чтобы Грузия пошла по аналогичному пути».