«Мы очень позитивно оцениваем приезд Кристиана Даниельсона. Я уверен, что он бы не стал ехать в Грузию, если бы испытывал чувство безнадежности. Похоже, у него есть определенные предложения». Есть наиболее важные вопросы, от которых зависит весь процесс и разрешение кризиса. Но если лидеры «Мечты» с самого начала заявят, что не будут обсуждать их, значит, соглашение не может быть достигнуто. А если не будет договоренности, то ситуация станет более напряженной и политический кризис усугубится».
Гиги Церетели, «Европейская Грузия»
«Первый этап медиации был разочаровывающим, поскольку в результате этого процесса не было достигнуто соглашение. На наш взгляд, оно важно для того, чтобы Грузия могла двигаться вперед. Это момент истины – Даниельсон вновь прибывает в Грузию. <…> Сейчас настало время для всех сторон хорошенько подумать о своих исходных позициях, чтобы посмотреть, могут ли они стать частью большого соглашения. Я хочу сказать, что это будет нелегко, но такова миссия, пришло время всем политическим лидерам собраться вместе».
Карл Харцель, посол ЕС в Грузии
«Мы готовы объявить досрочные выборы, но в том случае, если выборы сфальсифицированы. Сегодня о фальсификациях уже не говорят, потому что очевидно, что выборы не были сфальсифицированы. Это признают все наши партнеры, наблюдательные организация. Это потеряло смысл, так на основании чего они [оппозиция] не входит в парламент? Что касается [другого требования] – освобождения заключенных, то освобождение Ники Мелия – дело одной минуты. Ключ находится в его руках лично. Заплатит залог и выйдет на свободу».
Созар Субари, «Грузинская мечта»
«Мне очень жаль, что, несмотря на политический кризис, «Грузинская мечта» говорит в режиме красных линий. Это очень хорошо свидетельствует об их готовности достичь соглашения-консенсуса. Что бы ни говорили Арчил Талаквадзе и Ираклий Кобахидзе, все знают, что в документе Шарля Мишеля есть вопрос как о досрочных выборах, так и о политических заключенных. По обоим вопросам должно быть достигнуто соглашение. Без этих пунктов соглашение не может существовать».
Георгий Вашадзе, «Стратегия Агмашенебели»
«Думаю, напряженность в последние недели и месяцы стала настоящим вызовом для Грузии, потому что Грузия уже сталкивается с серьезными проблемами в области здравоохранения и экономики и довольно сложной ситуацией в регионе. Очень важно, чтобы все усилия были сосредоточены на этих вызовах, и важно, чтобы напряжение на внутриполитическом фронте снизилось, и чтобы медиация ЕС – это хорошая возможность перевернуть страницу. Я присоединяюсь к призывам к политическим лидерам найти выход, перевернуть страницу и сосредоточиться на существующих проблемах».
Диего Колас, посол Франции в Грузии
«Несколько раундов переговоров оказались практически безрезультатными, и теперь мы с нетерпением ждем второго визита г-на Даниельсона, личного представителя президента Европейского совета, в надежде, что по крайней мере какое-то соглашение будет достигнуто и политический кризис разрешится. Но на данный момент совершенно неясно, что может произойти во время второго визита, что кардинально изменит динамику переговоров и приведет к соглашению».
Зураб Джапаридзе, «Гирчи»
«К сожалению, в переговорах участвуют формальные лидеры. Они не понимают своей ответственности, не могут найти компромисса. Было бы гораздо эффективнее, если бы неформальные лидеры [Михаил Саакашвили и Бидзина Иванишвили], которые утверждают, что ими не являются, но продолжают оставаться политическими и психологическими лидерами своих партий, взяли на себя ответственность и приняли участие в переговорах, чтобы открыто заявить о своем видении того, чего они хотят достичь. Готовы ли они к компромиссу? Готовы ли они решить проблему?».
Андрюс Кубилюс, депутат Европарламента (Литва)
«Мы ценим, что в начале своего первого визита в Грузию г-н Даниельсон встретился с гражданским обществом и выслушал его видение того, как разрешить политический кризис. Кроме того, благодаря его поддержке и усилиям политические силы вернулись за стол переговоров. Но, к сожалению, несмотря на активное участие г-на Даниельсона, достичь консенсуса между сторонами пока не удается. Мы сожалеем, что процесс медиации проходит за закрытыми дверями и менее прозрачен для общества. Это позволяет как властям, так и оппозиции обвинять друг друга в том, что не удается достичь соглашения».
14 грузинских неправительственных организаций
Кристиан Даниельсон возвращается в Тбилиси, чтобы возобновить политический диалог