Российские суды приступают к рассмотрению исков людей, которых власти признали «иностранными агентами». Минюст России в декабре включил первых пять человек в такой реестр. Все пятеро оспорили решение в суде.
Замоскворецкий суд Москвы признал законным решение минюста о включении журналиста издания «7х7» Сергея Маркелова в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Об этом сообщает глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков со ссылкой на адвоката Федора Сироша. Маркелов просил признать решение незаконным и обязать министерство исключить его из реестра.
Минюст России в декабре прошлого года включил пять человек в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Все пятеро оспорили решение министерства в суде.
1 марта вступил в силу закон об уголовной ответственности — до пяти лет колонии — для физических лиц, признанных «иностранными агентами». В тот же день стало известно о первом иске — его подала в Петербурге художница-акционистка Дарья Апахончич.
Ее примеру последовали остальные четверо — правозащитник Лев Пономарев, а также журналисты Маркелов, Денис Камалягин и Людмила Савицкая.
24 марта Замоскворецкий суд Москвы приостановил действие решения о признании «иностранным агентом» журналиста издания «7×7» и автора «Новой газеты» Маркелова. Минюст не направлял ему копию своего решения и уведомление о включении в реестр.
Во вторник суд начал рассматривать его дело по существу. В иске Маркелов и его адвокат Сирош указали, что решение минюста «незаконно и принято в нарушение соответствующих норм российского законодательства и международного права». Кроме того, они считают его дискриминацией и нарушением принципа равенства, а также права на свободу слова и распространение информации, а также права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
В суд поступили возражения министерства на иск Маркелова, сообщал накануне Чиков. Минюст считает требования журналиста необоснованными, поскольку в декабре прошлого года «от органа государственной власти РФ» поступила информация о получении Маркеловым «денежных средств от иностранных источников», а именно от московской редакции «Радио Свобода».
По мнению Чикова, информацию министерство получило от Росфинмониторинга и ФСБ.
В итоге Замоскворецкий суд Москвы отказал в удовлетворении иска Маркелова. Сирош обжалует это решение. До вступления его в силу статус «иноагента» должен быть приостановлен.
Маркелов и псковская журналистка Савицкая сотрудничают с «Радио Свобода» и его проектом «Север.Реалии», которые ранее были признаны в России организациями, выполняющими функции «иностранных агентов».
Савицкая и Маркелов ранее в суде добились приостановки решения министерства до того времени, пока суд не рассмотрит их иски по существу. До решения суда они могут не помечать все свои посты в интернете как написанные «иностранными агентами».
В то же время Псковский городской суд отклонил ходатайство главного редактора газеты «Псковская губерния» Дениса Камалягина о приостановлении действия решения о включении в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента».
Журналист решил сделать так, чтобы «иностранными агентами» были основания считать и представителей властей.
«После включения в реестр «иноагентов» я перевел со своего счета средства разными суммами на счета губернатору Псковской области Михаилу Ведерникову, главе администрации Пскова Александру Братчикову, депутату Госдумы от Псковской области Александру Козловскому, двум государственным «аношкам» [автономным некоммерческим организациям], которые занимаются медиа, — рассказал Би-би-си Камалягин. — Предположительно, все они мне их вернули, но по закону это смысла не имеет».
«Сейчас я буду включать эти финансовые операции в отчет для минюста и смотреть, чем я отличаюсь от «правильных» людей. И в том числе буду озвучивать это на суде. Все трое перечисленных в этом году идут на выборы, так что самая что ни на есть политическая деятельность», — добавил он.
24 марта суд начался и по иску правозащитника Пономарева. На первом заседании представители ведомств не смогли объяснить, на каких основаниях его внесли в реестр, и ссылались на документы для служебного пользования. «Термин «иностранный агент» умаляет мое достоинство. По Конституции никто не может умалять достоинство гражданина», — говорил Пономарев телеканалу «Дождь».