Site icon SOVA

TikTok-скандал: почему в Абхазии наказывают за симпатии к Грузии

4999B8F7 9DC9 4D3C A997 308D656799B9 общество featured, Абхазия, Паата Закареишвили, свобода слова, Уча Нануашвили

«Абхазия – это не Грузия» –  под таким названием пресс-служба де-факто МВД опубликовала видео на своем YouTube-канале. На нем Алена Тания отвечает на вопросы следователя, после чего извиняется, глядя в объектив снимающей ее камеры:

«Я, Алена Тания, выложила видео, что Абхазия – это Грузия. Меня попросили. Я очень сожалею, я у всех прошу прощения».

О том, кто просил, – ни слова. Telegram-канал «Абхазия-центр» назвал оправдания девушки «явно надуманными» и предположил: возможно, ее действия были «переиначиванием в чисто хулиганских целях слогана, активно использующегося абхазскими тик-токерами «Абхазия – это не Грузия».

Много виртуальных камней абхазские интернет-пользователи бросили в отца молодой Алены, который «не воспитал в дочери патриотизм». Сам мужчина во время «беседы» в кабинете следователя поступок девушки осудил: «Это неправильно».

— Я всю войну прошел. В возрасте 17 лет… И в Гальском районе, и везде был.

— Тогда, как ваша дочь позволяет себе такое?

— Я не думал. Я даже и не мог подумать, что она что-то такое сделает.

Де-факто правоохранительные органы, между тем, начали доследственную проверку и по факту использования милицейской формы, в которой Алена и ее подруги фотографировались для соцсетей. Одежда, вероятно, принадлежала их знакомой – отставной сотруднице милиции.

Что касается снятого Аленой видео, то абхазский адвокат Инга Габилая в произнесенных в нем словах уголовно-наказуемого деяния не видит. В интервью «Эхо Кавказа» адвокат говорит, что, по ее мнению, ни одна из статей, в том числе и «государственная измена», к ней не применима.

«То обсуждение, которое сейчас происходит по поводу этой публикации… правильно, должна быть негативная реакция общества, но я не приемлю таких жестких способов линчевания, как мы сейчас это видим по отношению к этой девушке. То, что это неправильно и нехорошо – это неоспоримый факт. Правоохранительные органы Республики Абхазия обязаны были отреагировать на данную публикацию, чтобы впредь иные лица не высказывали подобное, все же, на мой взгляд, это больше компетенция Службы госбезопасности, а не МВД. И потом, я противник того, чтобы оперативную съемку выносили на всеобщее обозрение, мне кажется, что это не совсем правильно».

Грузино-абхазский диалог: политические и психологические барьеры

Скандальное видео из TikTok Алены Тания уже удалено. В описании ее профиля появилась фраза «Абхазия – это Абхазия». Появились и новые ролики – теперь уже патриотического характера:

«Мы –абхазы! И пусть навеки знает враг, что лишь тогда мы встанем на колени, когда целуем наш абхазский флаг»

Это видео Тания сопроводила подписью: «моя Абхазия, я прошу у всех абхазцев прощения». А далее в комментариях добавила: «Извините за то, что я говорила».

В видеоленте появилась и речь первого де-факто лидера Абхазии Владислава Ардзинба:

«Во время войны, страшного испытания я на всю жизнь запомнил две надписи. Одна на абхазском языке, которую написали наши войны, она гласила «Жизнь – это родина! И рядом надпись на адыгском языке: «Честь дороже жизни»

В комментариях TikTok-канала грузинские пользователи начали своего рода флешмоб в поддержку сухумчанке и стали писать: «Абхазия – это Грузия».

«О вас слышала вся Грузия. Вы – герой дня. Вы выступаете на всех телеканалах Грузии. Не бойтесь террора. Абхазия – это Грузия»

«Алена, мы тебя любим. Скоро мы будем вместе. Наша поддержка тебе»

На просторах Facebook грузинские пользователи требовали от официального Тбилиси предоставить защиту 19-летней девушке, которая оказалась под серьезным психологическим давлением.

«Это девочка – герой для нас, и грузинская сторона должна защитить ее и, если понадобится, перевести ее в Грузию и предоставить убежище»

«Когда я посмотрел видео, то словно окунулся в 90-е. Самое первое, на что это указывает – на диктатуру, никакой свободы слова»

«За 30 лет, несмотря на кремлевские деньги и трофейные дома и имущество изгнанных грузин, апсуйцы не то что не смогли построить свое государство, тем более в 21-м веке. Нет у них даже своих слов родина и государство»

Словосочетание Abkhazia is Georgia отправилось на Марс

Среди абхазских интернет-пользователей видео ожидаемо вызвало шквал негатива:

«Девочка решила хайпануть»

«Мозгов нет, считай калека»

«Сжечь!»

«Нужно наказать так, чтобы в дальнейшем никому в голову не приходило повторять ее слова»

«Надо посадить под замок и дать ей читать описания зверств, которые чинили грузины, а потом заставить пересказать несколько раз, пока не поймет»

«Продажная, предательница родины. Больше чем уверена, что связана с грузинами и подкупили ее, чтобы показать, что молодежь Абхазии якобы готова идти на примирение с Грузией»

«Эта девочка глупа и возможно не воспитана в духе патриотизма, ее наказать много ума не надо. Почему же наша доблестная милиция не возбудила уголовное дело на мужчину воевавшего, перенесшего все тяготы войны, но в итоге восхваляющего стоя тостом грузинского фашиста и желающего назвать в его честь парк? Или там забор повыше будет?»

По словам Инги Габлая, которые приводит «Эхо Кавказа», в Абхазии свобода слова ограничивается только такими статьями, как «клевета» и «оскорбление». Других ограничений в Уголовном кодексе нет. Но то, что говорит Тания, по ее словам, это, «естественно, неправильно»:

«Реакция соответствующих структур должна была быть, это однозначно, чтобы впредь такое не повторялось».

Под позывным «Абхаз»: как в Сухуми схватили защитника «русского мира»

Извинение Алены Тания бывший госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Грузии Паата Закареишвили называет террором. По его словам, случай с 19-летней девушкой выходит за рамки общественного вопроса. Это фактор грузино-абхазских отношений.

«Это не просто внутриабхазские проблемы, это на уровне грузино-абхазских отношений. Абхазы боятся, что они в самом деле являются частью Грузии. И такова реакция на это. Это скорее политический вопрос, чем общественный. Они видят, что абхазское государство никак не состоится, там очень много проблем, постоянные внутриполитические неурядицы. Они видят, насколько зависят от России. И это ущемляет их достоинство, что они никак не могут выйти из сложившегося положения. На фоне всего этого все больше возрастает ощущение, что одним глазом можно посмотреть в сторону Грузии. И то, что сказала девушка, задело многих абхазов. Поэтому пришлось включить полицию и силовые структуры. Это не просто оскорбление абхазских ценностей, а напоминание обществу, что кроме России есть и Грузия. И раз у нас проблемы, а Россия ими очень нагло пользуется, почему бы не посмотреть в сторону Грузии!?».

Уча Нануашвили: власти Грузии обращаются с жителями оккупированных регионов как с иностранцами

Бывший Народный защитник Грузии, ныне директор Института исследования демократии (DRI) Уча Нануашвили считает, что вероятнее всего, извинения были принесены сухумчанкой по принуждению, что противоречит международным нормам.

«В демократическом обществе неприемлемо давление на людей, а принципы свободы слова должны быть защищены. Мы увидели, что за ее действиями последовала серьезная реакция, в том числе со стороны полиции. Конечно, это несовместимо с международными стандартами и правами человека», – сказал Нануашвили СОВЕ.

Такие случаи нарушения прав человека в последнее время стали частым явлением в Абхазии. История с Аленой Тания похожа на случай с 15-летним подростком из Гагры, которого в 2017 году обвинили в осквернении флага.

Видео, которое этнический армянин выложил в соцсеть, давно удалено. Но в интернете до сих есть ролик, где подросток на коленях просит прощения за свой поступок. На публичном собрании «по факту надругательства над государственным флагом Республики Абхазия» отец школьника сделал то же самое: принес извинения, встав на колено.

Между тем, по тому же обвинению 27-летний житель Гальского района, этнический грузин Ираклий Бебуа был приговорен к 9 годам тюрьмы. 30 сентября 2020 года, в день празднования «Дня победы», он попытался сжечь флаг самопровозглашенной республики. После задержания на камеру он пытался объяснить свой поступок и попросить прощения. Но ему назначили штраф в 10 тысяч рублей и срок как матерому уголовнику.

«Я хочу, чтобы мы были братьями»: 9 лет колонии Ираклию Бебуа

Такие действия, по словам бывшего Омбудсмена Учи Нануашвили, несовместимы с принципами демократии, которую абхазское общество пытается у себя установить.

«К сожалению, это обыденная практика, которая происходит особенно в Чечне и в странах с авторитарными режимами. И очень жаль, что это происходит в Абхазии, где было и есть гораздо более высокое качество демократии и где гораздо больше свободы, а прав человека, можно сказать, больше защищены. В принципе, очень печально, что такие факты происходят в Абхазии, где людей принуждают извиняться и не дают высказать свое мнение. Публичное извинение – это давление, это прецедент, чтобы в будущем другой человек не сделал подобного».

Когда свобода слова каким-либо образом касается выражения поддержки грузинской стороне или «доброго слова» в ее сторону – это отзывается в абхазском обществе особенно громким эхом. И расценивается как предательство. То же самое может работать и в обратную сторону. Общественному порицанию в Грузии неоднократно подвергались и грузинские артисты, которые проводили концерты в Москве, подчеркивает конфликтолог Паата Закареишвили. Или спортсмены. Например, капитан Национальной сборной по баскетболу Торнике Шенгелия, который перешел в ЦСКА.

«Абхазское общество больше похоже на грузинское, чем на чеченское. Это везде происходит. В том, что касается порицания, мы не далеки друг от друга. Но до Абхазии дошло то, что сейчас культивируется в Чечне и распространяется по всему Северному Кавказу. Современные технологии позволяют распространять не только демократические ценности, но ценности традиционного общества, где достоинство человека ничего не стоит. Нужно сказать, что и в Грузии есть люди, которые, если им что-то не понравится, требуют извинений. Но, слава Богу, оно не доходит до такого уровня, что человек должен извиняться. У нас это не институционализировано, а на Северном Кавказе, увы, институционализировано».

Грузины в российском спорте: кто был до Шенгелия

В марте 2021 года в Абхазии вновь звучали требования покаяться. На главной площади Сухуми собрались люди, возмущенные действиями и словами бывшего помощника де-факто президента по внешнеэкономическим связям Бенура Квирая. На распространенном в соцсети видео он поднял тост за грузинского друга, призвав к братству и примирению. Но Квирая словамине ограничился: он совершил визит в Тбилиси, чтобы наладить торгово-экономические связи. Оппоненты расценили это как предательство.

Предателями в Сухуми называли и абхазов, которые в 2015 году приехали в Тбилиси на футбольный матч «Барселона – Севилья» в рамках Суперкубок УЕФА. Шанс, который, возможно, выпадает раз в жизни. Фанатов обвинили в «незаконном пересечении границы» и оскорблении абхазов, потребовав для них наказания. Объединение ветеранов, к примеру, расценило поездку, совершенную «за несколько дней до Дня памяти», как «огромным цинизмом и неуважением к погибшим»:

«Они пересечением границы нарушили не только законодательство Абхазии, но и оскорбили погибших за свободу Абхазии»

Редактор газеты «Чегемская правда» Инал Хашиг в интервью местному изданию тогда сказал: «во взаимоотношениях Абхазии и Грузии тезис о том, что спорт вне политики не действует».

«Любить футбол, конечно, нужно, но, думаю, не стоило нашим молодым людям ехать на матч в Тбилиси. Нужно учитывать существующие реалии и то, что мы до сих пор находимся в состоянии войны. Не стоило пренебрегать теми огромными жертвами, которые понес наш народ, ради того, чтобы увидеть Лионеля Месси. Я не хотел бы, чтоб этих ребят объявили предателями, но это все-таки тот поступок, совершая который, прежде надо было думать».

Анаклия – магнит для Абхазии

Сами ребята, побывавшие на игре Суперкубка в Тбилиси и фестивале электронной музыки Gem Fest в Анаклии в интервью грузинскому изданию Kviris Palitra поделились своими впечатлениями:

«Мы никого не предаем, мы просто молодые люди и не можем жить в замкнутом пространстве»;

«Мы не чувствовали ни от кого агрессии. Все спрашивали нас об историях, запомнившихся местах, улицах, людях, условиях жизни, море, отдыхающих… Мы говорили обо всем, кроме политики».

«Удовольствие от игры продлится всю жизнь. Мы не совершили непростительного греха. Там живет молодежь, которая не выезжает за пределы Абхазии. Это не политика, это спорт! Я увидела потрясающее мероприятие, получила много эмоций и поняла, как многого не хватает моим сверстникам в Абхазии. Мне очень больно, что мы не можем публиковать сделанные там фотографии в интернете. Мы сделали много снимков, как на стадионе, так и в других местах… Сейчас публикация видов Тбилиси в интернете равносильна самоубийству. Ходили слухи, что нас следует допросить. Оказывается, много людей приехало из Абхазии. Спасибо всем за смелость! Если возможно, чтобы десятки людей из Абхазии приезжали в Грузию на лечение каждый месяц, почему мы не можем приехать раз в 20 лет и посетить футбол или другое события? Мы не политики и устали от ура-патриотизма. Мы молоды и не хотим войны, мы хотим мира, развития и хорошего образования».

Бека Баджелидзе: диалогу Тбилиси и Сухуми мешает фактор страха

Exit mobile version