Мелик-Азарянц родился в Тбилиси в 1847 году. Первая часть фамилии «Мелик» происходит от арабского слова «малик» и означает «царь» – на Востоке такие имена носили люди с дворянским титулом. Вторая часть произошла от имени «Азар», что переводится как «помощь». Предки предпринимателя были этническими армянами – выходцами из Карабаха.
Александр получил высшее образование по профессии геолога в Санкт-Петербургском университете и впоследствии неоднократно использовал свои знания как в области добычи и переработки меди и нефти, так и при строительстве доходного дома. Он хорошо разбирался в своем деле, получив множество наград за вклад в совершенствование обработки меди.
Нажив состояние, Мелик-Азарянц сделал предложение Такуи Овсепян. Вскоре у пары родилась девочка, которую назвали в честь матери – Такуи, что в переводе с армянского означает «королева». Через год в семье появилась еще одна дочка – Софья. Такуи из-за болезни скончалась в юном возрасте, а Софья всю жизнь прожила в Тбилиси, в доме на улице Лермонтова, подаренном ей отцом в качестве свадебного подарка.
Мелик-Азарянц был купцом Первой гильдии. Так называлась общественная организация, члены которой занимались торговлей. В этом союзе могли быть купцы трех категорий (первая, вторая и третья), что означало сегодняшних мелких, средних и крупных бизнесменов. Категория гильдии определялась размером капитала, которым располагал торговец. У малого предпринимателя должно быть не менее 500 рублей, среднего – 1000, а у торговца первой гильдии – не менее 10 000 рублей.
Таким образом, Александр Мелик-Азарянц был из числа самых крупных бизнесменов того времени. Он владел медными рудниками и нефтеперерабатывающими заводами, нефтяными месторождениями в Баку, каменными карьерами, первой каменоломней, Доходным домом на нынешнем проспекте Руставели и двумя домами на улицах Сулхан-Саба и Лермонтова.
Строительство доходного дома
При упоминании имени Мелика-Азарянца почти всегда говорится о доходном доме, который он построил в Тбилиси. Так купец пытался унять боль от потели дочери Такуи.
Здания такого типа в то время строили несколько по-другому принципу. Азарянц же решил построить совершенно новую концепцию доходного дома, опередив на десятилетия существующую инфраструктуру. Это был многофункциональный комплекс с собственным водоснабжением (в то время в Тбилиси уже был водопровод, но вода и на кухне, и в ванной была экзотикой для горожан), центральным отоплением, собственной телефонной станцией, кинотеатром, фотосалоном, детским пансионатом, картинной галереей и двором с фонтаном и экзотическими растениями.
До постройки дома на его месте находились свалка и казармы, и глава города Александр Хатисов предложил Мелик-Азарянцу именно это место. Поначалу, купец был возмущен таким «оскорблением», но затем принял вызов и начал расчистку территории.
Как выяснилось уже в ходе строительных работ, в этом месте был очень непростой рельеф с подземными водами, поэтому здание нуждалось в глубоком фундаменте. Образованный геолог нашел разумное решение – заложил фундамент полностью из свинца, а для строительства использовал специально обожженный кирпич.
В Тбилиси существовала легенда, что во время строительства доходного дома городские власти отключили воду, повысив сумму платежа за нее. Азарянц в ответ якобы купил большое количество вина, которое оказалось намного дешевле воды, и использовал при строительстве его.
Согласно еще одной легенде, богатые друзья купца бросали в фундамент драгоценности, что должно было принести удачу семье.
Меценатство и благотворительность
Филантроп Мелик-Азарянц возглавлял «Кавказское армянское благотворительное общество», возникшее в 1881 году. Уже через месяц после основания организация насчитывала 465 членов и собрала пожертвований на сумму 190 тысяч рублей. На протяжении многих лет сбором средств на общественные дела занимались три Александра: Ананян, Манташев и Мелик-Азарянц. Раз в год они посещали каждый магазин или мастерскую, собирая пожертвования. Редко кто отказывался дать денег таким респектабельным господам. К тому же, все знали: если вдруг экстренно понадобятся финансы, им следует обратиться к троим Александрам.
Благодаря своей гуманитарной деятельности организация вскоре приобрела большую популярность. Деятельность фонда велась прозрачно, а горожане считали большой честью жертвовать на благотворительность. Например, тбилисец Худадов пожертвовал всю свою недвижимость, которая оценивалась в более чем 150 тысяч рублей, на строительство детских домов, школ и поликлиник.
Фонд поддерживал 100 сельских школ, библиотеки и выдавал стипендии для студентов, обучавшихся в Европе. Образованию уделялось особое внимание.
После сильного землетрясения в Гори в 1920 году армянские благотворители совместными усилиями собрали 300 тысяч рублей на обеспечение населения одеждой, обувью и предметами домашнего обихода. А на рубеже ХIХ-ХХ веков на реставрацию Светицховели Мелик-Азарянц, Микаэл Арамянц и Александр Манташев выделили 150 тысяч рублей.
По некоторым данным, когда к власти пришли большевики, Мелик-Азарянц намеревался продать доходный дом и уехать за границу, для чего вел переговоры с французским покупателем. Его жена Такуи отправилась во Францию, где ожидала прибытия мужа, но Александр не смог покинуть страну. Советская власть конфисковала у Мелик-Азарянца легендарный дом, позволив ему жить лишь в крохотной комнатушке под лестницей. Там Александр провел последние годы своей жизни. По другой версии, он жил в будке сторожа. Так, в 1923 году, в крайней нищете умер некогда один из самых богатых жителей Грузии.
Друзья похоронили его на собранные деньги на старом верийском кладбище. Среди множества величественных гробниц там находится скромная могила Мелик-Азарянца, надпись на которой гласит: «Мир тебе, достойный отец!».