О событиях 9 апреля 1989 и 1991 годов
«Сегодня мы встречаемся в парламенте Грузии, где ровно 30 лет назад и был подписан Акт восстановления независимости Грузии. Я выбрала этот день для годового отчета, потому что эта дата связана с важнейшими событиями новейшей истории нашей страны. 9 апреля чаще ассоциируется с трагедией и трауром 1989 года. Однако 9 апреля 1991 года превратило эту трагедию в символ победы».
О пандемии коронавируса
«Если кто-то думает, что с катастрофой такого масштаба можно справиться в одиночку или что какая-то политическая сила победит в результате поражения другой, это означает, что мы ничего не понимаем в этой ситуации и у нас нет чувства национальной ответственности. Сейчас не время побеждать. Или мы выживем вместе, или нет. Необходимо сблизить позиции, объединить наши знания и опыт. В такое время я считаю совершенно неприемлемым, когда без какой-либо гуманности и сострадания некоторые грузины, ведущие деятельность за границей, только критикует стратегию страны, ничего не предлагая взамен, и тем самым, сея недоверие и чувство безнадежности».
Об экономике и локдауне
«Некоторые считают, что экономика должна быть абсолютным приоритетом и не следует вводить повторное закрытие или ограничения. Другие считают безусловным приоритетом здоровье и жизни людей. Для преодоления этого кризиса нам как никогда нужна солидарность. Согласованные усилия по оживлению экономики, привлечению инвестиций и охвату наиболее уязвимых слоев нашего общества с помощью инклюзивных подходов и социальной ответственности».
О строительстве Намахванской ГЭС
«С одной стороны, общество, проблемы которого я хорошо понимаю и разделяю, требует защиты природы от грубого вмешательства. Местное население, и не только, апеллирует к угрозам экологии, сельскому хозяйству региона, потенциалу виноделия и туризма. С другой стороны, есть те, кто хочет привлекать инвестиции, возрождать экономику и энергетическую независимость, апеллируя к решению проблем людей. У обеих сторон есть веские аргументы. Я считаю важным рассмотрение обеих точек зрения. Это требует большего общения, большего анализа всех аргументов и возможных угроз. Необходимо создать госкомиссию, где экономисты, эксперты в области энергетики, природоохранные организации, местные и иностранные эксперты обсудят не только судьбу конкретной ГЭС, но и дальнейшие планы и перспективы энергетики. Такие дискуссии должны быть как можно более публичными. При необходимости для этой цели может быть использована платформа президентского дворца».
Об оппозиции
«Я не могу представить, чтобы в стране, которая борется с оккупацией, партнерами которой являются Европа и Америка, сами граждане, вопреки интересам Грузии, проводили совершенно недостойную кампанию, дискредитирующую ее и даже лоббирующую санкции. Можно подумать, что это ослабляет политического конкурента и усиливает собственные политические цели. Но те, кто хорошо знает Европу и Америку, понимают, что это не так и что урон наноситься самой стране, ее перспективам, ее поддержке в борьбе с оккупацией, расширении экономических возможностей или реальной евроатлантической интеграции. Следовательно, от оппозиции требуется проявить больше сознательности».
О посредничестве Запада
«Я хочу публично и от имени всего сообщества, которое иногда понимает больше, чем политическая элита, заявить, насколько страна нуждается в поддержке своих друзей. Я хочу поблагодарить европейских и американских фасилитаторов и заверить их, что их усилия не были напрасными. Мне очень жаль, что нам пока не удалось прийти к соглашению. Обе стороны должны были пойти на уступки, предложенные представителем ЕС. Но, к сожалению, ни у одной из них не хватило смелости, возможно, даже мужества, чтобы пойти на компромисс».
О выходе из кризиса
«Властям не хватило смелости поставить стабильность и демократический прогресс страны, союз с Европой выше отдельных «деталей». И я надеюсь, что это произойдет. Оппозиция должна освободиться от шантажа и давления извне, уважать своих избирателей и выбрать единственный политически приемлемый способ – вернуться в многопартийный парламент. В парламент, который открывает беспрецедентные возможности для оппозиционной деятельности тем, кто действительно хочет быть политически активным».