Упорные слухи о том, что в «Европейской Грузии» назревает раскол, ходили давно. Партия действительно переживала кризис. По итогам парламентских выборов 2020 года она получила только пять мандатов, хотя в парламенте предыдущего созыва занимала 21 кресло и была крупнейшей фракцией меньшинства.
Поначалу партийные лидеры опровергали сообщения СМИ, но в середине февраля 2021 года стала очевидно, что распад неминуем. Тогда Бакрадзе и Угулава недвусмысленно дали понять, что покинут «Европейскую Грузию», и, по сути, просто отложили свое решение до съезда партии. В итоге на собрание 10 апреля одни из ключевых фигур «Европейской Грузии» даже не пришли, обозначив свою позицию через соцсети.
Давид Бакрадзе
Незадолго до начала съезда председатель партии и бывший кандидат в президенты Грузии Давид Бакрадзе на своей страничке в Facebook сообщил, что не только не будет выдвигать свою кандидатуру на переутверждение на должности, но и покинет партию, у истоков которой стоял. По словам Бакрадзе, это решение связано с провальным результатом партии на прошедших выборах.
«Несмотря на грубые и вопиющие фальсификации властей на парламентских выборах 2020 года, результаты, показанные «Европейской Грузией», были далеки от желаемых. Значительное уменьшение числа голосов по сравнению с предыдущими выборами и крайне плохие результаты, показанные в крупных городах (в первую очередь, в Тбилиси), являются очевидным признаком того, что партия нуждается в фундаментальных инновациях и реформах, включая полную перестройку руководящей команды, появление новых лиц и взаимодействие с новыми партиями в новых политических конфигурациях. Вот почему я принял решение не оставаться на посту председателя и тем самым открыл путь к утверждению новых лидеров в партии».
Что касается своих политических планов, то, по словам Бакрадзе, на данном этапе он не намерен вступать ни в какую партию. После ухода из «Европейской Грузии» оппозиционер решил взять «партийный перерыв». Ранее, рассуждая о планах на будущее, Бакрадзе говорил, что ему надо дописывать диссертацию, кроме того, он получает приглашения на работу в разные университеты.
«Но я остаюсь в политической и общей оппозиционной борьбе, и как гражданин и политик этой страны я сделаю все возможное, чтобы построить в Грузии демократическое, экономически жизнеспособное, свободное, единое и европейское государство!», — заключил Давид Бакрадзе.
Гиги Угулава
Не явился на съезд «Европейской Грузии» и ее генеральный секретарь, бывший мэр Тбилиси Гига Бокерия. Как и Бакрадзе, он сообщил о своем решении покинуть партию в Facebook. И так же, как Бакрадзе, он считает, что «Европейская Грузия» нуждается в обновлении.
«Несмотря на тотальную фальсификацию, выборы 2020 года для партии были неудачными. В такие моменты лидерам имеет смысл отказаться от выдвижения своих кандидатур и дать другим возможность развивать партию. Это также предусмотрено ее уставом».
По словам Угулава, их желание покинуть руководящие должности, но остаться рядовыми членами политсовета, не разделил председатель политсовета Гига Бокерия. «Его аргумент состоит в том, что сейчас не время для этого. На мой взгляд, это неправильно, потому что по такой логике время для этого никогда не наступит».
«Мне очень жаль, но путь, выбранный партией сейчас, больше похож на движение в прошлое, чем в будущее».
Угулава, вместе с тем, поблагодарил Гигу Бокерия, заявив, что их связывают многолетние отношения и общие взгляды на разные вопросы, «но быть в одной партии стало невозможно». «То, что для него – наполненное ответственностью решение, для меня – красиво оформленная безответственность», — сказал политик.
Гига Угулава также заявил, что намерен оставаться беспартийным, но вместе с другими партиями или общественными группами продолжить борьбу «против олигархического режима Иванишвили». «Соответственно, я также надеюсь на цивилизованные, деловые отношения с «Европейской Грузией», — добавил он.
Кто еще покинул «Европейскую Грузию»
Помимо Давида Бакрадзе и Гиги Угулава в день партийного съезда о решении покинуть ряды «Европейской Грузии» заявили еще три политика: Гиви Таргамадзе, Леван Тархнишвили и Гока Габашвили.
«Мои представления о будущем партии и представления некоторых других людей не совпадают. Следовательно, эта страница моей жизни перевернута», — написал Леван Тархнишвили в Facebook, отметив, что продолжит бороться с «Грузинской мечтой».
Другой уже бывший член партии, Гиви Таргамадзе, написал, что «дружба остается дружбой», и он желает «Европейской Грузии» успехов, но не понимает ее решений. «Я всегда стараюсь быть последовательным в политике. Поэтому то, что было неприемлемо для меня в одной партии, будет неприемлемо и в другой», — сказал Таргамадзе, имея в виду свое участие и в деятельности «Единого национального движения». При этом он также заявил, что продолжит политическую борьбу.
Аналогичное решение принял Гока Габашвили, заявивший, что продолжит свою деятельность в беспартийном статусе. Он, при этом, пожелал удачи своим уже бывшим товарищам по команде.
Чуть ранее, в феврале, «Европейскую Грузию» покинул Зураб Чиаберашвили, в прошлом занимавший высокие посты в правительстве Саакашвили – он был министр труда, здравоохранения и социальной защиты, мэром Тбилиси, губернатором региона Кахети и послом Грузии в Совете Европы.
«Думаю, необходимо уступить место следующему поколению, отойдя в сторону (а не отступая). Я вижу вокруг себя множество молодых людей, которым я доверял заниматься важными общественными делами», — сказал тогда Чиаберашвили.
Еще раньше, в декабре 2020 года, решение об уходе из партии приняла один из ее лидеров Элене Хоштария. Из тех, кто покинул «Европейскую Грузию», она единственная сразу заявила о намерении начать самостоятельную политическую деятельность. Спустя два с половиной месяца она основала новое оппозиционное движение «Дроа!» («Пришло время!»).
Когда Хоштария уходила из «Европейской Грузии», в партии заявили, что никаких разногласий с ней не было. При этом однопартийцы говорили, что давно были осведомлены о ее планах. «Даже после этого решения она останется наиболее близкой к «Европейской Грузи» фигурой с точки зрения политических взглядов», — сказал тогда Гига Бокерия.
Новые лидеры
На съезде 10 апреля, тем временем, обновился руководящий состав «Европейской Грузии». Из тройки лидеров во главе партии остался только Гига Бокерия. Он был избран большинством голосов председателем партии. На должность, которую Бокерия занимал ранее – председателя политического совета – избрали Гиги Церетели. А вместо Угулава генсеком политического движения становится Акакий Бобохидзе. Его заместителем и политическим секретарем по иностранным делам утвержден Георгий Канделаки.
Выступая на съезде Гига Бокерия выразил сожаление, что его соратники покинули партию. По его словам, они приняли такое решение в непростое для партии и страны время.
«Очень жаль, что сегодня с нами нет наших бывших товарищей по команде, лидеров, с которыми мы прошли весь этот сложный путь. Не скрою, я считаю это печальным и ошибочным решением с их стороны», — сказал Гига Бокерия.
При этом оппозиционер подчеркнул, что, конечно, нужно уважать их мнение и их решение. Он поблагодарил уже бывших членов «Европейской Грузии» за совместную борьбу и пожелать им успехов в будущем, «если этот путь будет совпадать с нашими интересами и ценностями страны».
«Гиги Угулава не смог удержаться от политического снобизма»
Позже, однако, Бокерия выразил не только сожаление, но и недовольство действиями коллег. По его словам, уходя, Гиги Угулава «не смог удержаться от политического снобизма». Как отметил оппозиционер, видные политические фигуры и раньше покидали партию, к примеру, Элене Хоштария, но они воздерживались от нападок на нее.
В свою очередь новый председатель политсовета Гиги Церетели заявил, что, когда бывшие лидеры партии критически оценивают ее будущее, то они должны проанализировать, в чем сами допустили ошибку. По его словам, путь, который «Европейской Грузии» предстоит пройти после ухода лидеров, будет очень трудным, но незаменимых людей нет.
О том, что потери будут «достойно восполнены», заявил и Отар Кахидзе. «Когда кто-то покидает партию, в этом нет ничего хорошо. Но в нашей партии есть не менее опытные фигуры, которые, думаю, достойно их заменят», — сказал оппозиционер, добавив, что новые лидеры привнесут в партию много новых идей.
«Европейская Грузия»
Руководство партии «Европейская Грузия» – бывшие члены «Единого национального движения», находившегося у власти в стране в 2004-2012 гг. После парламентских выборов 2016 года группа депутатов вышла из фракции ЕНД, образовав новую – «Европейскую Грузию». В результате отколовшаяся фракция стала крупнейшей в меньшинстве парламента девятого созыва (21 мандат).
На президентских выборах 2018 года кандидат от «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе получил 10,97% голосов, заняв третье место. По итогам парламентских выборов-2020 партия завоевала только 3,78% (тоже третье место), обеспечив себе лишь пять депутатских мандатов. Впрочем, вместе с другими оппозиционными силами «Европейская Грузия» объявила бойкот парламенту.