Взрыв боеприпасов в конце 2014 года спровоцировал дипломатический взрыв в 2021-м. И без того напряженные отношения Москвой с Западом резко ухудшились 17 апреля, когда Чешская Республика обвинила российские спецслужбы в «беспрецедентном террористическом акте» на территории страны. НАТО выразило «глубокую озабоченность» дестабилизирующими действиями Москвы, заявив о «полной солидарности» с Прагой.
Баш на баш: как Прага и Москва высылали своих дипломатов
Власти Чехии проинформировали Брюссель о конфликте с Россией, запросив еще одну встречу для обсуждения «возможных скоординированных шагов». Скандал разразился после того, как стали известны результаты расследования, длившегося шесть с половиной лет. Он пришло к выводу, что взрывы 16 октября и 3 декабря 2014 года на складе боеприпасов в деревне Врбетице организовали российские спецслужбы.
Тогда погибло двое граждан страны, жители близлежащих деревень были эвакуированы, а экономика страны понесла огромные экономические потери. Богуслав Соботка, бывший премьер-министр страны, назвал это крупнейшей атакой на чешскую землю «со времен [советского] вторжения в 1968 году».
Прага выслала из страны 18 российских дипломатов, «которые были идентифицированы как сотрудники ГРУ и Службы внешней разведки (СВР)». Им дали 72 часа на выезд. В ответ Москва выслала 20 чешских дипломатов, втрое урезав время на сборы – 24 часа.
Дипотношения оказались на грани разрыва, но под удар были поставлены не только связи между двумя странами. Скандал привел к обострению кризиса в отношениях России с НАТО, членом которого является Чехия. В недавнем послании Путина к федеральному собранию, он недвусмысленно пригрозил:
«Организаторы любых провокаций, угрожающих коренным интересам нашей безопасности, пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чем не жалели».
Ответ Кремля на шпионский скандал стала неожиданностью для официальной Праги. По словам главы МИД Чехии Яна Гамачека, из-за т. н. «зеркальных действий» работа посольства республики в Москве была парализована.
«Реакция оказалась сильнее, чем мы ожидали. С их стороны выслано больше дипломатов, чем было офицеров разведки, которых выслали мы. Я хочу прояснить, что мы должны были ожидать такой реакции, потому что так и делается в дипломатии. Но в то же время, Чешская Республика не сделала ничего плохого, мы стали жертвой российских операций, а россияне, возможно, всей этой реакцией дали понять, насколько им не понравилось, что чешские службы безопасности разбили обе резидентуры СВР и ГРУ».
В Чехии, тем не менее, выдвинули ультиматум: посольство России должно сократить штат до конца мая. В Кремле в ответ предостерегли: с Москвой так разговаривать нельзя. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что Владимир Путин в своем ежегодном послании «говорил о бесперспективности разговоров с ними в стилистике требований». Это позицию озвучила и официальный представитель МИД Мария Захарова:
«Судя по заявлениям некоторых чешских политиков, они стремятся Кафку сделать былью. Предлагаем Праге оставить ультиматумы для общения внутри НАТО. С Россией такой тон недопустим», – цитирует ее «Коммерсант». Захарова назвала ситуацию «позорным тупиком для чешских властей».
Высказался и действующий глава СВР Сергей Нарышкин. По его словам, Чехия заложила в свои заявления против РФ «совершенно убогую ложь». Эта информация «рассчитана на людей с недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития», добавил он.
Тем временем Чехия призвала партнеров по ЕС и НАТО в знак солидарности выслать «российских разведчиков из посольств в их странах». Она также объявила об исключении из соображений национальной безопасности российской госкорпорации «Росатом» из тендера на строительство нового энергоблока АЭС «Дукованы». Стоимость проекта оценивается примерно в 6 млрд евро. В «Росатоме» это решение назвали нерыночным.
«Солберецкие шпили» Праги
«Фактически это было убийство чешских граждан на их собственной территории другим государством. Это практически война». Так один из участников акции протеста в Праге назвал действия российских спецслужб. К посольству РФ 18 апреля вышли около сотни человек с плакатами и флагами Евросоюза.
Граждане Чешской Республики сочли атаку в Врбетице более ужасной, чем нападение в Солсбери. Сравнения с нашумевшим скандалом 2018 года – отравлением Скрипалей – неслучайны. Власти Чехии в течение многих лет безуспешно расследовали загадочные взрывы, но большой прорыв произошел благодаря уликам, обнаруженным в Великобритании после химической атаки в Солсбери.
Главные герои той эпопеи Боширов и Петров, которых Британия определила как главных виновников нападения, кажется, оказались теми же людьми, которых чешские следователи давно подозревали в причастности к взрывам на складе боеприпасов, но не могли идентифицировать.
По версии следствия, Чепига и Мишкин – это настоящие фамилии Боширова и Петрова – прибыли в Чехию под вымышленными именами за несколько дней до первого взрыва. Они направились к складу в Врбетице, а уехали в день инцидента – 16 октября 2014 года. При этом считается, что взрыв планировался не в Чехии, а в Болгарии. Именно оттуда родом торговец оружием Эмилиан Гебрев – владелец фирмы Emco, куда арендовавшая в Врбетице склад коммерческая компания Imex Group готовила поставку груза. Судя по всему, из Болгарии эта партия боеприпасов должна была отправиться в Украину, где как раз шла фаза активных боевых действий в Донбассе.
«Они интересовались стрелковым оружием»: чехи о взрывах и «Петрове» с «Бошировым»
Спустя несколько месяцев после взрыва Гебрев был дважды тяжело отравлен. В результате следователи установили, что один из агентов ГРУ, подозреваемых в покушении на Скрипалей, въезжал в Болгарию незадолго до покушения на бизнесмена.
Впрочем, в Москве заявили об «использовании фейков и фальсификаций западными странами», назвав это инструментом для «отвлечения населения от внутренних проблем». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сочла объявление в розыск Петрова и Боширова «беспроигрышным козырем».
«Самый серьезный кризис»
В последние годы отношения между Россией и Чехией пребывали в зоне турбулентности. Несмотря на лояльность к Москве президента Милоша Земана, отношения переживали кризис: от падения показателей товарооборота до высылки российских дипломатов в знак солидарности с Лондоном по делу Скрипалей. Последнее же обострение пришлось на 2020 год, когда власти Праги демонтировали памятник советскому маршалу Ивану Коневу.
При этом на сайте российского МИДа говорится, что динамика отношений пошла на спад после аннексии Крыма:
«Двусторонние связи до 2014 года развивались достаточно динамично, поддерживался активный политический диалог, прежде всего на высшем уровне, чешские власти декларировали стремление выстраивать с Россией ровные отношения, основанные на принципах прагматического и взаимовыгодного сотрудничества».
Специалист по чешской политике Иван Преображенский в интервью «Коммерсанту» говорит, что одной из возможных причин нынешней резкости Праги может быть особое выстраивание политики с Москвой.
«В отличие от других постсоциалистических и постсоветских стран, Чехия действительно стала европейской страной, вышла из экономической зависимости и могла позволить себе выстраивать равноправные отношения с Москвой, не ориентируясь при этом на США в области безопасности в той степени, как Польша и балтийские страны», — отмечает Преображенский.
«Думаю, это продолжение истории с рицином». Экс-глава военной разведки Чехии — о деле Сафронова
По словам эксперта, раздражение Кремля независимой политикой коррелирует с возросшим в последнее время давлением со стороны России в Восточной Европе, уровнем влияния и лоббизма пророссийских сил. «Изменение политики Москвы в регионе и стало катализатором изменения позиции Праги».
Эскалацию нынешнего скандала сотрудник Пражского исследовательского института Global Arena Михал Коран в интервью The New York Times характеризует как «самый серьезный кризис в чешско-российских отношениях с тех пор, как Советский Союз вторгся на территорию Чехословакии в 1968 году, чтобы подавить попытки руководства создать в Праге «коммунизм с человеческим лицом».
«Россия вывела свои последние войска из нынешней Чешской Республики и других ранее коммунистических стран Восточной и Центральной Европы в начале 1990-х годов. Но она давно рассматривает этот регион как зону особого интереса». В Москве ожидают признательности и определенного почтения за ту роль, которую сыграла Красная Армия в освобождении ее от нацистской оккупации, пишет американское издание.
Велики шансы, что дипломатический скандал между Прагой и Москвой увеличит пропасть между Россией и Западом, в частности Североатлантическим альянсом. А чешские власти начнут консультации со своими союзниками по ЕС и НАТО. Таким образом Чехия станет триггером для Запада, который, вероятно, не ограничится лишь высылкой представителей дипмиссии.
«Обвинение в государственном терроризме на территории страны НАТО, повлекшем гибель ее граждан, – это серьезнее, чем покушение на двойного агента Скрипаля. В сочетании с темой Навального, дело вряд ли ограничится простой высылкой дипломатов в знак солидарности, хотя и она может свести почти к нулю дипломатическое присутствие многих стран Европы в Москве», – пишет Максим Саморуков, сотрудник Московского центра Карнеги.
Политик в Праге заявил, что его охраняют от российского убийцы
Хотя российские спецслужбы со временем смогут восстановить свое присутствие, эти высылки нарушат их работу. Опустошение российской резидентуры в Праге, к примеру, является особым ударом, поскольку посольство там используется в качестве базы для российских операций в других странах ЕС и НАТО, отмечает чешский аналитический центр European Values.
Когда российские войска сосредоточились у границы с Украиной, а новоизбранный президент США Джо Байден занял жесткую позицию в отношении Кремля, Владимир Путин прямо предупредил Запад: не надо испытывать решимость России отстаивать свои интересы. Глава Кремля посоветовав не переходить «красные линии», которые, по его словам, будут определяться Москвой.
Но своими последними действиями Чешская Республика «продемонстрировала уверенность в себе и способность противостоять агрессивному поведению России», сказал в интервью The New York Times Мирослав Мареш, чешский эксперт по политике безопасности. Он добавил, что «конечный эффект все же сильно зависит от поддержки со стороны чешских союзников в Евросоюзе и НАТО».