С января работа «Ингури ГЭС» приостановлена из-за срочной реабилитации, которая продлится до конца мая. Снабжает Сухуми электроэнергией в этот период Москва. По словам де-факто лидера, из России должно поступить 800 млн кВт/ч. И все это – «по доброй воле» Кремля.
«В самом начале, когда мы говорили об этом перетоке, сообщали, что за него мы заплатить не сможем. И это будет компенсироваться российской стороной, это будет как помощь».
На абхазском счету до начала нового перетока накопилась непогашенная задолженность. С 11 декабря 2020 года Абхазия должна 619 млн рублей (около 8,2 млн долларов). Подача электроэнергии за 2019 год в размере 190 млн рублей (2,5 млн долларов) был компенсирован в рамках Инвестпрограммы. Официальных подтверждений тому, что новый переток – это действительно «подарок» Москвы – нет. И если платить за потребляемую во время простоя ГЭС энергию придется, то по российским тарифам. А они почти в десять раз больше абхазских. В начале 2020 года «Ингури ГЭС» встала всего на пару недель, а чек был примерно на 500 млн рублей (около 7,2 млн долларов). И тогда 20% от этой суммы оплатил Тбилиси. Не исключено, что такой чек может быть пробит и в этот раз.
Москва и Сухуми в ноябре 2020 года утвердили программу по формированию единого социально-экономического пространства на основе гармонизации с российским законодательством. Среди 46 пунктов, которые должны быть реализованы, есть те, что касаются и инвестиций в энергетическую отрасль, регуляций отношений энергоснабжающей организации и потребителя. Но вопрос в том, что вся энергетика Сухуми привязана к Тбилиси, который платит по абхазским счетам.
«Новая газета»: Россия настойчиво рекомендует Абхазии «срисовать» законодательство
Можно сказать, что «Ингури ГЭС» представляет собой единственный источник электроэнергии для Сухуми. Но за свет регион, по сути, вообще не платит. Энергосистему Абхазии официальный Тбилиси фактически субсидирует за счет грузинских налогоплательщиков. После войны начала 1990-х объекты «Ингури ГЭС» оказались по обе стороны разделительной линии. Бетонная плотина высотой 270 метров находится на территории, подконтрольной официальному Тбилиси, а пять генераторов – по ту сторону Ингури. Стороны совместно управляют ГЭС и делят электричество, которое она производит.
Изначально между Тбилиси и Сухуми существовала неформальная договоренность о разделении мощности каскада «Ингури» в пропорции 60% (Тбилиси) на 40% (Сухуми). С тех пор Абхазия использует электроэнергию без каких-либо ограничений и выплаты хоть какой-то финансовой компенсации, в то время как остальные грузинские потребители и бюджет страны оплачивают эксплуатацию и капитальный ремонт гидроэлектростанции. Причем, официальный Тбилиси не только покрывает расходы на ГЭС, но и субсидирует в импорт электроэнергии в зимний период.
Но растущее с каждым годом неоплачиваемое потребление абхазами света становится серьезной энергетической проблемой для центральных властей Грузии. Это приводит к увеличению оттока энергии и финансов, ухудшает техническое состояние «Ингури ГЭС» и даже увеличивает энергетическую зависимость от России, создавая дополнительные экономические и политические риски, отмечают эксперты.
Бывший госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Паате Закареишвили считает странным пункт об энергосистеме в Абхазии, который был включен в программу социально-экономического слияния, которую в ноябре утвердили в Сочи Аслан Бжания и Владимир Путин. Ведь вся энергетика Сухуми привязана к Тбилиси.
«Без «Ингури ГЭС» никакая энергетика в Абхазии не сможет работать полноценно. Получается, что Россия хочет прибрать к рукам все те ресурсы, которые есть на территории Абхазии, чтобы потом разговаривать напрямую с Грузией. В июне уже все энергоресурсы на территории Абхазии должны быть подготовлены, чтобы Россия могла инвестировать».
Де-факто власти Абхазии говорят, что местной энергетике действительно нужны инвестиции. Но в случае реализации программы, деньги могут быть только российскими и никакими другими.
Еще в 2008 году Москва и Тбилиси предприняли попытку подписать меморандум о передаче «Ингури ГЭС» на долгосрочное пользование российского энергетического гиганта «Интер РАО». Документ «об эффективной эксплуатации» гидроэлектростанции был засекречен по просьбе российской компании, что является незаконным. По словам Закареишвили, осуществить сделку помешала Абхазия, которая хотела быть третьей стороной.
«Думаю, нечто подобное Россия хочет предпринять еще раз, но уже без участия абхазов. Чтобы только напрямую с Грузией решать такие вопросы. После того, как Россия будет инвестировать свои деньги в энергоресурсы и произойдет приватизация в пользу российских компаний, я думаю, она будет более свободна в том, чтобы реализовать свои интересы».
Опрошенные «Эхом Кавказа» жители Абхазии в отличие от де-факто властей выступают против «зарубежных» инвестиций. Вот некоторые из аргументов, приведенных респондентами:
«Есть люди, которые обладают средствами, которые готовы инвестировать в свою страну. Надо им создать условия, в которых они будут себя чувствовать равноправными участниками. А продавать ресурсы, которые мы сегодня имеем, то есть энергетику, и часть энергетики – нет, это, конечно, нельзя, это опасно! Это часть суверенитета, большая часть суверенитета!».
«Мы вопрос продажи ставить не можем. У меня складывается впечатление, что мы все время хотим кому-то продать свои проблемы. Если ваш дом, допустим, нуждаемся в ремонте, и вы не можете этот ремонт осуществить, вы же не будете этот дом продавать соседу, кому-то другому? И потом просить у него жилье в этом доме, или снимать в аренду жилье в этом доме. Давайте попробуем другие меры, попробуем решить проблему своими силами».
«Инвестиции уже существуют. Европейский банк развития вкладывает достаточно большие средства в ремонт «Ингур ГЭС». И на данный момент ремонт осуществляется. Сразу после окончания Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. европейцы, в лице Европейского банка развития, осуществляли большие вложения, беспроцентные кредиты, инвестиции в восстановление «Ингур ГЭС». Энергетика – это часть абхазского суверенитета. Только эффективное, рациональное управление может поднять нашу энергетику из кризисного состояния».
По словам Пааты Закареишвили, в программе, утвержденной в ноябре-2020, есть пункт о необходимости строже следить за тем, кто платит в Абхазии за электроэнергию. «Потому что там мало кто платит. В этой программе очень четко прописано, что абхазские власти берут на себя контроль за изымание тех денежных средств, которые население должно платить за использование электроэнергии», – говорит Закареишвили.
Расходы на содержание ГЭС каждый год составляют примерно 13 млн долларов. Но, учитывая необходимость компенсации растущего зимнего потребления за счет импорта и тепловой генерации, реальная стоимость для Грузии оказывается выше минимум вдвое. Это также не включает основные затраты на капитальные работы в тоннеле и водохранилище. Но поскольку юридически Абхазия является составной частью Грузии, политическая ответственность правительства заключается в том, чтобы одинаково заботиться о всех своих гражданах.
Как отмечают специалисты, на сегодняшний день общая выработка электроэнергии «Ингури ГЭС» и ПГЭС-1 составляет 4 027 млн кВт/ч. Из них Абхазия в этом году потребила более 1 729 млн кВт/ч. В целом, за 2019 год регион использовал 2 063 млн кВт/ч, что на 143 тыс. кВт/ч больше, чем в 2018-м. И это несмотря на провалившийся курортный сезон.
Причина столь высокого уровня потребления электроэнергии в Абхазии заключается в том, что плата для абонентов очень низкая. В то время как в Тбилиси цена на электричество составляет 20 тетри (около 6 центов), в Абхазии – 0,19 тетри, то есть в 100 (!) раз меньше. Но даже несмотря на такие тарифы, многие за свет не платят.
С января месяца работа «Ингури ГЭС» приостановлена из-за срочной реабилитации, которая продлится до мая. Снабжает Сухуми электроэнергией в этот период Москва. Общая стоимость реабилитационного проекта – 45 млн евро. Из них 7 млн евро приходится на грант Еврокомиссии, а 38 млн евро – на кредит Европейского банка реконструкции и развития, который Грузия получила на 15 лет.
Отдельные риски не только для населения, но и для самой гидроэлектростанции несет низкий уровень воды в водохранилище каждую зиму. Сам Тбилиси энергию «Ингури ГЭС» в зимний период не использует – электричество вырабатывают многочисленные теплоэлектростанции. Но в виду отсутствия в Сухуми подобной альтернативы, уровень воды в водохранилище ГЭС приходится доводить до критических отметок. И нужно понимать, что в случае аварии на плотине последствия могут ощутить не только Абхазия и прилегающие районы, но даже Россия с Турцией.