Site icon SOVA

«Оскар-2021» — триумфы и разочарования, победители и побежденные

fb image 865 Новости BBC кино, Оскар 2021, премия

 

Getty Images
Церемония вручения «Оскаров»-2021 проходила в этом году не в кинотеатре Dolby, как обычно, а в здании железнодорожного вокзала Лос-Анджелеса Юнион Стэйшн

В ночь на понедельник в Лос-Анджелесе в 93-й раз вручены высшие награды мирового кинематографа — призы Американской киноакадемии, в просторечии давно именуемые «Оскарами». Победители названы и лелеют вожделенные золотые статуэтки, и теперь можно попытаться подвести итоги и понять, что принес нам «Оскар-2021»

Главный победитель — diversity

Пожалуй, главный победитель не только «Оскаров», но и всего нынешнего сезона кинонаград — расовое и гендерное многообразие, означаемое по-английски емким словом diversity.

Эта победа — результат давно ведущейся борьбы женщин, расовых и сексуальных меньшинств за более заметное представительство в кино — на экране, среди стоящих за камерой кинематографистов самых разных профессий, среди определяющих оскаровских лауреатов членов Американской киноакадемии и, разумеется, среди самих этих лауреатов.

Getty Images
Три лауреата «Оскаров-2021», представители трех рас: кореянка Юн Ёджон, афробританец Даниел Калуя и белая американка Фрэнсис Макдорманд

Борьба эта ведется уже десятилетия, но особую остроту приобрела после разразившегося в 2016 году скандала, когда подавляющее большинство белых среди номинантов породило движение протеста #OscarsSoWhite и привело к бойкоту «Оскаров» многими чернокожими кинематографистами.

Кульминация этой борьбы — принятое в этом году и вступающее в действие с 2024 года решение о введении обязательных квот на разнообразие, без соблюдения которых фильм не будет приниматься к номинации.

Мера спорная: любые обязательные квоты ведут к подмене художественных критериев политическими. Однако в Академии считают, что они необходимы и что картина растущего расового многообразия Америки по-прежнему неадекватно отображена в кино.

В 2021 году не было ни одной ведущей категории, среди номинантов которой не было бы такого многообразия. Особо отмечают двух женщин из пяти претендентов на главную индивидуальную награду — за лучшую режиссуру.

Триумфаторы

Есть соблазн именно в этом гендерно-расовом ракурсе рассматривать успех главного триумфатора «Оскаров-2021» — фильм «Земля кочевников».

Его постановщик Хлоя Чжао стала всего лишь второй за всю историю «Оскаров» (после Кэтрин Бигелоу в 2010 году за «Повелителя бурь») женщиной и первой женщиной азиатского происхождения, получившей приз за лучшую режиссуру.

Эта победа, вслед за «Золотым львом» в Венеции, главными призами на «Золотом глобусе» и BAFTA превращает еще год назад почти никому не известного кинематографиста в одного из самых востребованных режиссеров мирового кино.

Reuters
Хлоя Чжао с двумя главными «Оскарами» — за лучший фильм и лучшую режиссуру

«Оскар» за лучший фильм был вручен продюсеру картины Фрэнсис Макдорманд, и не успела она вернуться в зал, как ей пришлось подниматься на сцену еще раз — за «Оскаром» за лучшую женскую роль.

Фильм, однако, всех трех своих главных наград явно достоин. Это умная и человечная картина о потерявшихся в жизни немолодых людях. Она, несмотря на минимальный режиссерский опыт Хлои Чжао, мастерски поставлена, что особо непросто, учитывая, что почти все действующие лица — не профессиональные актеры.

Особо стоит отметить Фрэнсис Макдорманд. «Земля кочевников» для нее — третий «Оскар» (после «Фарго» и «Три биллборда в окрестностях Эббинга, Миссури»). По числу высших наград она сравнялась с такими грандами кино, как Джек Николсон, Мэрил Стрип, Даниэль Дэй-Льюис, и уступает теперь только обладательнице четырех «Оскаров» Кэтрин Хепберн.

Todd Wawrychuk/A.M.P.A.S. via Getty Images
Фрэнсис Макдорманд получает «Оскара» за лучшую женскую роль в фильме «Земля кочевников»

Интересно, насколько схожи характеры Макдорманд в ее «оскароносных» ролях. Они, как и сама актриса, не имеют ничего общего с гламурной голливудской звездностью. Все они — непритязательные женщины из американской глубинки, но умные и с чувством несгибаемого собственного достоинства.

Приз за лучшую мужскую роль получил 83-летний британский ветеран Энтони Хопкинс. Это его второй «Оскар» после всем памятного Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят» в 1991 году.

Можно сказать, что в его лице пресловутые «белые мужчины» отказываются отступать. И на самом деле, роль пораженного деменцией старика в фильме «Отец», теряющего ориентацию во времени и пространстве и не узнающего даже собственную дочь, — пример выдающегося актерского мастерства.

Getty Images
Британец Дэниэл Калуя с «Оскаром» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Иуда и черный мессия»

Обладатель премии за лучшую роль второго плана — британский актер Даниел Калуя. Он сыграл лидера чикагской организации «Черные пантеры» Фреда Хэмптона в фильме «Иуда и черный мессия», воспроизводящем самый накал расовой борьбы в Америке в 1960-е годы.

Его герой — тот самый черный мессия, страстный и в конце концов отдающий всего себя и всю свою жизнь борьбе за права афроамериканцев. Фильм оказался особенно актуальным на фоне потрясших Америку в последние месяцы расовых волнений.

JUNG YEON-JE/AFP via Getty Images
В здании главного вокзала в Сеуле люди с восторгом наблюдают за тем, как корейская актриса Юн Ёджон получает «Оскара» на церемонии в Лос-Анджелесе

«Оскара» за лучшую женскую роль второго плана получила 73-летняя корейская актриса Юн Ёджон, сыгравшая в фильме «Минари» роль бабушки, приехавшей помогать живущей в Америке семье иммигрантов из Кореи. Ее награда — еще одно свидетельство победы расово-этнического многообразия нынешних «Оскаров».

Лучшим оригинальным сценарием признана работа британской дебютантки Эмеральд Феннел, которая сама же и поставила свой сценарий в фильме «Девушка, подающая надежды». Никому до недавнего времени не известная Феннел практически мгновенно создала себе крепкую и уверенную репутацию в мировом кино.

Лучшая операторская работа — изысканно стилизованная под черно-белое кино 1930-х годов съемка Эриком Мессершмитом байопика «Манк» о Германе Манкевиче, сценаристе классического «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса.

Особо хочется отметить категорию, редко упоминаемую в подобного рода обзорах. «Оскаром» за лучшее звуковое оформление удостоена целая бригада звукорежиссеров, работавших на фильме «Звук металла» о теряющем слух барабанщике хэви-металлической рок-группы. Всю картину мы слышим ушами глохнущего героя, который пытается восстановить столь необходимый ему слух путем дорогостоящей операции.

Звук дрожит, раздается приглушенно, вместе с героем мы напряженно вслушиваемся, с трудом пытаясь разобрать слова, с которыми обращаются к нему другие. Звук то полностью исчезает, то вновь прорывается оглушающим грохотом. Наверное, со времен «Разговора» Фрэнсиса Форда Копполы, где аналогичную награду в 1975 году получил легендарный звукорежиссер Уолтер Мёрч, в кино не было столь виртуозной работы со звуком.

И, наконец, «Оскар» за лучший иностранный фильм получила датская картина «Еще по одной» одного из основателей легендарной «Догмы» Томаса Винтенберга.

Награда заслуженная — умная, остроумная, прекрасно поставленная картина с блистательным Маддсом Микельсеном в главной роли. Победа ее тем более примечательна, что фильм, сделанный исключительно белыми мужчинами и о белых мужчинах, сумел опередить широкое этническое разнообразие других номинантов.

Разочарования

Пожалуй, главным проигравшим «Оскаров-2021» следует считать «Манк».

Фильм был удостоен максимального числа номинаций — 10, а победу одержал лишь в двух, относительно второстепенных — за лучшую операторскую работу и лучшую работу художника-постановщика.

Безусловно, конкуренция была высока, но жаль, что не отмеченными остались и мастерская режиссура Дэвида Финчера, и умный, точный, глубоко проникший в самую суть Голливуда 30-х сценарий его отца Джека Финчера, и актерская работа Гэри Олдмана в главной роли. Да и в борьбе за лучший фильм «Манк» был более чем достойным претендентом.

Netflix
«Манк» — байопик голливудского сценариста Германа Манкевича, автора сценария легендарного «Гражданина Кейна» — один из главных проигравших

Хотя «Земле кочевников» и грех жаловаться, немного жаль, что без награды осталась прекрасная операторская работа британца Джеймса Джошуа Ричардса, сумевшего передать необъятные красоты американской природы в этом, в общем-то лишенном красивостей фильме.

Интересно, что в борьбе за «Оскара» за лучшую мужскую роль белый актер Энтони Хопкинс опередил скончавшегося в прошлом году афроамериканца Чедвика Боузмена, сыгравшего роль джазового трубача в фильме «Ма Рейни: Мать блюза». Боузмен сыграл там блестяще, но посмертную номинацию он получил, по-видимому, главным образом за имидж настоящего афроамериканского супергероя, сложившийся у него после роли Черной пантеры в кинематографической вселенной Marvel.

Еще один проигравший в борьбе за «Оскара» за лучшую мужскую роль и тоже вполне вписывающийся в столь важное нынче расово-этническое многообразие — британский актер пакистанского происхождения Риз Ахмед, с поразительной, буквально физически ощутимой болью сыгравший роль глохнущего музыканта в фильме «Звук металла».

В борьбе за лучшую женскую роль конкуренция была невероятно высока. И хотя победа Фраэнсис Макдорманд кажется бесспорной, тем не менее жаль, что без наград остались Виола Дэвис за острую роль блюзовой певицы Ма Рейни и британка Ванесса Кирби, сцены неудачных родов которой в фильме «Фрагменты женщины» потрясают своей переворачивающей, физиологической откровенностью.

Еще одно крупное разочарование — полное отсутствие наград при шести номинациях у фильма «Суд над чикагской семеркой», воспроизводящего один из ключевых моментов антивоенной борьбы в Америке 1960-х.

Роль активиста Эбби Хофманна в этой картине была, пожалуй, самым реальным, но так и не осуществившимся шансом на награду британского комика Саши Барона Коэна, чей собственный фильм «Борат-2» тоже оказался полностью обойден наградами.

Exit mobile version