В Тбилиси на 86-м году жизни скончался выдающийся грузинский актер театра и кино Кахи Кавсадзе. В конце ноября 2020 года у Кавсадзе был диагностирован коронавирус, потребовалась госпитализация и подключение к аппарату искусственной вентиляции легких. В декабре в клинике, где актер проходил курс лечения, сообщили, что он выздоровел. Впрочем, уже в феврале 2021-го Кавсадзе попал в больницу с двусторонней пневмонией. Два месяца доктора боролись за его жизнь. 27 апреля актера не стало.
Кахи Кавсадзе родился в Тбилиси 5 июня 1935 года. Его отец музыкант Давид Кавсадзе ушел на фронт в 1941 году, в 1942 попал в плен, а затем в один из концентрационных лагерей Германии. После возвращения в Советский Союз был репрессирован и сослан в Сибирь, где в 1952 году скончался. За это Кахи и его брата Имери, назвав сыновьями врага народа, исключили из музыкальной школы для одарённых детей.
«Моя музыкальность идет от отца, а артистичность от матери. Я все время крутился в творческой среде, но никогда не хотел и не думал становиться артистом, несмотря на то что очень любил театр и музыку. В детстве я учился в музыкальной школе и хотел стать оперным певцом, но потом забросил музыку, появились девочки, начал заниматься спортом».
После окончания школы Кавсадзе собирался поступать в Политехнический институт, но неожиданно его позвали на пробы в кино и утвердили на главную роль.
«Мне приходилось слышать, что грузинам не обязательно заканчивать театральные вузы, мол, актерство у них — в крови…».
Фильм назывался «Они спустились с гор». На съемках Кавсадзе получил серьезную травму. В результате неудачного прыжка в реку актер сломал шесть ребер, после чего начались осложнения, из-за которых ему пришлось провести в постели год.
«Я знаю, оттого что я не снялся в этом фильме, я стал актером. Если бы меня сняли, я бы удовлетворил свои амбиции и пошел бы за одноклассниками поступать в Политехнический институт. Когда меня принимали в театральный институт, в комиссии сидели все мои соседи по дому – Хорава, Васадзе и другие. «Ну, черт с ним – раз хочет, пусть учится», – с такими словами меня приняли, и я очень медленно и грустно начал актерскую карьеру».
На втором курсе 22-летний Кавсадзе познакомился со своей будущей супругой Беллой Мирианашвили.
«Впервые увидев ее, я пропал, — вспоминал артист <…> вместе мы прожили 26 лет, из них всего три года она была здорова. Мы долго ходили друг к другу в гости, пока моя мама все это не прекратила. Она мне как-то сказала: «Хватит! Кончайте это дело!» — и мы поженились», — делился Кавсадзе в одном из интервью.
Во время второй беременности Белла Мирианашвили заболела, но вышла на сцену с высокой температурой. После этого актриса слегла, а уже после родов ей диагностировали инфекционное заболевание нервных окончаний.
Кахи Кавсадзе и Белла Мирианашвили прожили вместе 26 лет, из них 23 года Белла болела. И все эти годы Кавсадзе был рядом с женой. Ушла из жизни Белла Мирианашвили в 1992 году.
В 1959 году Кавсадзе окончил Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели и вскоре стал частью коллектива Тбилисского академического театра Руставели.
Всесоюзную известность актеру принесла роль Чёрного Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни» 1969-го года. Пробы Кавсадзе режиссер Владимир Мотыль назначил не в павильоне, а сразу в дюнах под Санкт-Петербургом.
«Почему-то он решил, что раз я грузин, то обязательно должен быть прекрасным наездником. Но я — тбилисец, из семьи потомственных музыкантов, ни разу в жизни близко к лошади не подходил. А мне предстоит проскакать по кругу, спрыгнуть с коня, после чего произнести свой монолог. Что делать? «А-а, — думаю, — была не была, рискну!» Каким-то чудом, по наитию, вскочил на коня, приударил его по крупу ногами и… поскакал».
В 1974-1980 годах он снялся в цикле короткометражных фильмов по сценариям Резо Габриадзе. В 1981 году получил звание народного артиста Грузинской ССР.
В фильме Резо Чхеидзе «Житие Дон Кихота и Санчо», вышедшем в 1988 году, Кавсадзе сыграл Дон Кихота. В одном из интервью актер рассказал о том, что еще в начале 1980-х годов в артистической среде начали говорить о том, что Чхеидзе ищет на роль Дон Кихота актера высокого роста. Кавсадзе признался, что был уверен в том, что режиссер обратится к нему, но приглашения долго не было.
«Месяц проходит, два, три, полгода, год — нет, не зовет. Будто нет меня на свете. В один прекрасный день иду по коридору киностудии «Грузия-фильм» и вдруг встречаю Резо. «Здравствуй, Кахи, — говорит. — Как жизнь?» — «Хорошо, Реваз Давидович, спасибо». Разговорились. Вижу, смотрит на меня пристально, внимательно. Спрашиваю: «Резо, что вы разглядываете меня так, словно в первый раз видите?» И он в ответ: «Попробуем?» «Что попробуем? — вкрадчиво интересуюсь я. — Вино? Сациви?!» — «Нет. Попробуем тебя на роль Дон Кихота».
В 2011 году режиссёр Нана Джанелидзе сняла документальный фильм «Кахи Кавсадзе. А есть ли там театр?!». В фильме с горечью и юмором Кахи Кавсадзе рассказывает о своей жизни, о семье, о стране. Фильм был удостоен премии «Ника» в номинации лучший фильм стран СНГ и Балтии.
Последней работой Кавсадзе в кино была роль в фильме «Тэли и Толи» в 2014 году. За эту работу актер получил награду «Золотой журавль» на фестивале «Амурская осень 2016».
На счету Кахи Кавсадзе множество театральных постановок, более 80 фильмов. «Я буду играть всегда, везде и все», – сказал однажды актер.