Бабушкинский районный суд Москвы отклонил апелляцию Навального на приговор мирового суда по делу о клевете на ветерана Игната Артеменко. Оппозиционеру сохранили штраф в размере 850 тысяч рублей. Процесс стал первым публичным появлением оппозиционера с момента заключения в колонию и голодовки — он выступал в суде по видеосвязи.
Защита заявила, что будет обжаловать решение в кассационном порядке и далее в ЕСПЧ, заявила адвокат Ольга Михайлова после заседания.
На процессе Навальный сообщил, что сейчас весит 72 кило — такого веса у него не было со школы. Политик во время общения с женой рассказал о том, как выходит из недавно закончившейся голодовки.
Выступление Навального стало первым публичным заявлением после того, как в январе по решению Симоновского суда Москвы условный срок политика по делу «Ив Роше» был заменен на реальный.
В марте стало известно, что в покровской колонии ИК-2 у Навального возникли проблемы со здоровьем, а в апреле он объявил голодовку из-за недопуска врачей. По состоянию здоровья оппозиционера перевели в туберкулезную больницу при колонии строгого режима ИК-3.
На прошлой неделе после протестных акций, которые состоялись 21 апреля, Навальный объявил о выходе из голодовки.
На трансляции оппозиционер с бритой головой выглядел заметно похудевшим и изможденным. Он рассказал жене, что после последнего свидания с ней похудел на два кило — до 72 кг, а последний раз весил столько еще в школе.
Что было на заседании
Заседание началось с просьбы адвоката Вадима Кобзева о приобщении к делу заключения эксперта, который анализировал подписи ветерана Игната Артеменко, которые есть в документах. Специалист пришел к выводу, что подписи — разные, но вывод «вероятностный», потому что исследовались копии. О том, что подписи могли быть сфабрикованы, Навальный и защита говорили еще в первой инстанции.
«Я не просто говорил, я кричал об этом, как не мог не кричать любой человек, который смотрел в материалы дела. Любому человеку видно, что подписи — разные… Поэтому я говорил, что потерпевшего ветерана прокуратура, суд «нагло используют»… Вы это дело сфабриковали, даже подписи мерзко и подло подделали. Я требую, чтобы люди, которые подделали подписи, следователь, возможно, прокурор были привлечены к уголовной ответственности», — почти кричал Навальный.
Прокурор Екатерина Фролова не возражала против приобщения, добавив при этом, что «дай бог нам дожить» до возраста Артеменко и «подписывать документы». Судья Наталья Курышева документ к делу приобщила, но вот проводить полноценную почерковедческую экспертизу по просьбе адвокатов позже отказалась.
Битва за 60 граммов морковки
Во время перерыва в заседании Навальный пообщался со своей женой Юлией, которая в четверг пришла в суд.
«Юляшка, если ты меня слышишь, встань на секунду, посмотрю на тебя», — попросил Навальный. Его супруга вышла в середину зала и помахала политику рукой.
— Я ужасно рад тебя видеть! — радостно сказал Навальный.
— Я тебя рада видеть, — ответила Юлия.
— Я на свидании весил на два килограмма больше. Тогда было 74, а сейчас 72.
— 72 тебе идут больше, чем 74, — пошутила Навальная.
— Вот зачем люди худеют! — со смехом ответил ее муж.
После этого он рассказал о буднях в колонии. Накануне апелляции его водили в баню, чтобы он выглядел «прилично»: » Я в зеркало посмотрелся — я, конечно, ужасный скелет, скелетон. Я 72 килограмма весил, наверное, в 7 классе. Если бы я снял китель, я бы выглядел гораздо хуже».
После этого Навальный рассказал о том, как в соответствии с планом врачей выходит из голодовки. Повышать количество калорий нужно постепенно, например, в день апелляции политику позволили съесть пищи на 450 калорий, завтра их количество вырастет до 530.
При этом у политика возникли проблемы с получением некоторых продуктов, которые ему прописал врач. До заседания он написал просьбу о том, чтобы ему дали «60 грамм морковки». «Вопрос решается», — со смехом рассказывал Навальный. Потом он пошутил, что, возможно, начнет есть растения с подоконника — правда, по его словам, это чревато возбуждением уголовного дела за поедание «цветов с окна».
— Яблоко так и не дали. Я прошу один маленький кусочек яблока четыре дня, вопрос не решился. Видимо, Путина спрашивают, — продолжал Навальный.
— А тушеные овощи дадут? — со смехом спрашивала Юлия.
— Когда я выиграю битву за 60 грамм моркови, тогда примусь за тушенку, — смеялся в ответ Навальный. — Мне предлагают бульон, но по плану бульон еще рано есть. Но они так-то стараются, по плану дают, но не могут добавлять суперэкзотические вещи типа дольки яблока и морковки. Зона возможного пока заключается в бульоне и каше.
Сейчас рацион политика состоит из трех ложек каши, которые он разбавляет кипятком и ест. «Отлично заходит», — жизнерадостно рассказывал политик жене и прессе.
«Полное противоречие теории права»
Основная часть заседания ушла на зачитывание апелляционной жалобы адвокатов. Их возражения касались и процессуальной части суда первой инстанции, и сути обвинения.
Во-первых, говорилось в жалобе, дело не было подсудно мировому суду. Во-вторых, судья Вера Акимова, по мнению адвокатов, в приговоре неправильно интерпретировала заказанную обвинением экспертизу обвинения. В заключении эксперта Глотовой говорилось о том, что слова Навального о «предателях» были оценочными суждениями, а не фактами. Но в приговоре они стали доказательствами того, что политик совершил клевету.
Недовольна защита оказалась и тем, что во время допроса ветерана Артеменко по видеосвязи с ним в комнате находились другие люди, личность которых так и не установили. Само качество связи тоже вызывало нарекания адвокатов.
В жалобе вновь повторялся главный аргумент Навального и адвокатов — в своих комментариях он выражал отношение ко всем людям, которые снялись в ролике RT, а не клеветал на конкретного человека, в данном случае, на ветерана Артеменко.
Сам Навальный назвал дело «подделкой». «Такого количества процессуальных нарушений я не видел никогда. Я не знаю, где нашли эту судью Акимову. Наверное, стояли с табличкой «кто хочет подзаработать». Подошла тетушка, сказала «я хочу». Вот она и судила, как могла», — говорил он.
В этот момент судья Курышева перебила его и попросила говорить по доводам жалобы.
«Я по доводам и говорю, — резко отвечал подсудимый. — Это полное противоречие теории права. Законодатель выделил клевету в отдельный состав. Вы подменили состав «оскорбление», называете его клеветой.
Последнее, что я хочу сказать — я странно себя ощущаю, — говорил Навальный. — Решения ЕСПЧ обязательны к исполнению на территории России и исполняются — все, которые не касаются меня». Он напомнил о том, что на руках у него два решения ЕСПЧ — одно было принято несколько лет назад и касается нарушений прав Навального во время процесса по делу «Ив Роше», второе — мартовское требование ЕСПЧ о немедленном освобождении Навального.
«Все делают вид, что этих решений нет. Я продолжаю здесь сидеть. Я требую признать меня невиновным и немедленно меня освободить», — заканчивает он.
«Существуют ли для ветерана обвинения хуже, чем обвинения в предательстве»
Во время коротких прений адвокат Навального Ольга Михайлова вновь вспомнила о важной юридической коллизии.
Он указала, что в приговоре Навальному по клевете ему также назначили и тюремный срок по делу «Ив Роше» — по совокупности наказаний. Хотя судья Вера Акимова, говорит Михайлова, вообще не могла ссылаться на решение отправить Навального в колонию: Мосгорсуд признал его законным буквально за несколько часов до того, как судья вынесла решение о клевете. Михайлова считает, что Акимова физически не могла успеть получить копию решения. «Может, из СМИ узнала», — сказала адвокат.
При этом еще не дожидаясь апелляции по делу о клевете Навального отправили в ИК. Вопросы по этому поводу возникли даже у СИЗО, рассказала Михайлова, попросив разрешить эту коллизию и оправдать Навального.
Сам политик в прениях не выступал.
Прокурор Екатерина Фролова в прениях выступила эмоционально. Вначале она заявила, что не считает, что решения ЕСПЧ как-то относятся к сути разбираемого дела. А затем выступила с патриотическим посланием.
«Позор страны, люди без совести, предатели, — повторяла она цитату Навального. — Я не вижу суждений. Я вижу безапелляционные утверждения. Существуют ли для офицера, для ветерана обвинения хуже, чем обвинения в предательстве?»
Фролова указала суду на то, что обвинения прозвучали от дважды осужденного человека, не скрывавшего своих «националистических взглядов» и призывающего своих сторонников к кощунству, которое он «возвел в систему».
«В глазах граждан предатель — это худший преступник, — выступала прокурор. — Предателя нельзя простить. Как нельзя простить и оскорбление человека, который в 15 лет ушел на фронт». Следом Фролова напомнила о биографии Артеменко и сказала собравшимся, что они обязаны ему жизнью.
«Возможно подсудимый мечтал о другом исходе войны. Если победители — предатели, то кого он считает героями?» — задала прокурор риторический вопрос. Приговор Навальному она попросила оставить без изменений.
«Дорогой мой суд, ваш король — голый»
Заседание закончилось выступлением Навального с последним словом.
«Я хочу сказать, дорогой суд, что ваш король — голый, — начал он. — Миллионы людей кричат об этом, потому что это очевидно. Бездарное правление привело к какому результату? У него висит корона, которая сползает, болтается на ушах. Есть тонны вранья, есть огромное богатство».
Навальный заявил о том, что Россия заработала «триллионы» на нефти и газе, но «страна продолжает деградировать». «Все экономисты российского происхождения пишут о том, что эти годы надо называть потерянными десятилетиями», — сказал политик. Он отметил, что во Владимирской области, где он сидит, «нет ни одной ровной дороги».
Судья попыталась перебить его, но Навальный перебил ее в ответ и продолжил.
«Ваш голый проворовавшийся король хочет дальше править до конца,- продолжал Навальный. Ему плевать на страну. Он вцепился в нее и хочет держать власть бесконечно. — Если он останется дальше, на смену потерянному десятилетию придет украденное десятилетие».
Дальше политик заговорил о победе в Великой Отечественной войне.
«Голый король понимает, что сделать ничего не может. Он не может сделать ничего, чтобы страна жила лучше. Он ищет кусочки святости, кусочки чего-то хорошего, чтобы украсть их, присвоить, использовать для личных целей, — чеканил подсудимый. — И он много лет делает это с победой нашего народа в ВОВ. Он пытается объявить, что чуть ли не он победил, и торгует победой. Процесс об этом — как голый король украл знамя победы и пытается из него сделать себе стринги. Но по сути вся ваша власть — это власть оккупантов и предателей».
В конце выступления Навальный заявил, что считает предателями всех, причастных к его делу — по его мнению, эти люди «реализовали план», по которому русские должны были быть захвачены и лишены будущего.
«Россию много раз пыталась захватить оккупационная администрация — ваша довольно успешно. В течение 20 лет вам удавалось грабить наш народ, лишать его будущего. Но это рано или поздно закончится. У меня все!» — сказал Навальный.
«Клевета на ветерана»
В начале лета прошлого года телеканал RT выпустил видеоролик, герои которого высказывались за принятие поправок к Конституции, обнуляющих президентские сроки Путина. В ролике, помимо дизайнера Артемия Лебедева, бывшей фигуристки Аделины Сотниковой, актера Ивана Охлобыстина и других, снялся и ветеран Великой Отечественной войны Игнат Артеменко.
Навальный выложил этот ролик у себя в соцсетях, прокомментировав его словами: «О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели».
Следствие посчитало, что политик распространил сведения, порочащие честь и достоинство ветерана. На него завели дело по части 2 статьи 128.1 УК РФ. В конце 2020 года Госдума ужесточила наказание по этой статье, разрешив отправлять нарушителей в колонию. Навального судили по предыдущей редакции статьи.
В ходе прений прокурор Екатерина Фролова заявила, что целью Навального была «сознательная дискредитация победы СССР в Великой Отечественной войне», которая стала «частью последовательной кампании по искажению исторической правды».
Навальный же в ходе процесса критиковал следствие и обвинение за «издевательства» над пожилым человеком. Большой резонанс приобрела его критика в адрес одного из свидетелей, внука Артеменко, который, по оценке политика, «торговал дедом».
Сам Артеменко удаленно участвовал лишь в одном из заседаний, на последующих он отсутствовал из-за проблем со здоровьем.
Судья Наталья Курышева, которая рассматривала апелляцию, недавно стала заместителем председателя Бабушкинского районного суда. 12 апреля указ о ее повышении подписал президент России Владимир Путин.
Само дело о клевете рассматривала мировой судья Вера Акимова. Помимо штрафа, она также указала в резолютивной части приговора Навальному срок лишения свободы, назначенный ему условно по делу «Ив Роше» в 2014 году.
Суммирование наказаний привело к коллизии. Защита оспаривала законность не только приговора, но и отправку Навального в колонию до апелляции.
Что касается судьи Курышевой, 3 декабря она уже рассматривала другую апелляционную жалобу защиты Навального по этому же делу. Апелляция касалась меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, которую 17 августа 2020 года — за три дня до отравления Навального — избрала для политика мировая судья Акимова.
Курышева жалобу адвокатов отклонила. Сам Навальный тогда еще находился на лечении в Германии.