Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал женщин, которые по каким-либо причинам не хотят рожать, отказаться от идеи аборта и передать ребенка на воспитание церкви.
Такой призыв прозвучал в видеообращении патриарха к участникам Общецерковного съезда по социальному служению. Запись доступна на официальном YouTube-канале РПЦ.
«Если вы не можете воспитать ребенка, но вы его родили или готовы родить, не убивайте ребенка, родите и отдайте нам, Церкви, и мы сделаем все, чтобы воспитать и поднять на ноги ваше дитя. И никогда не будем препятствовать тому, чтобы вы как мать могли навещать, чувствовать единство со своим ребенком», — сказал патриарх.
На каких основаниях ребенок может быть «отдан Церкви», патриарх не пояснил.
Позже заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе пояснил радиостанции «Говорит Москва», что патриарх имел в виду «церковные приюты» для отказников.
Он сослался на многовековую традицию «принятия в церковь на воспитание детей, от которых отказались родители».
«Это альтернатива совершению аборта либо, не дай бог, просто отказу от ребёнка, скажем так, без передачи ребёнка не в любящие руки», — сказал Вахтанг Кипшидзе.
При этом он не пояснил, есть ли подобные приюты у Церкви сейчас.
«Что касается правовых и практических моментов передачи детей в церковные приюты, в церковные семьи для воспитания, то они будут прорабатываться», — сказал представитель РПЦ.
Можно ли отдать ребенка Церкви?
В отделе РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ на просьбу Русской службы Би-би-си прокомментировать слова патриарха о «передаче детей Церкви» ответили отказом.
Русская служба Би-би-си спросила юристов, может ли сейчас родитель «отдать детей церкви»?
По словам исполнительного директора по стратегии и развитию Mikhailov & Partners Private Services Group Евгения Мастерских, сейчас у родителей, собирающихся отказаться от ребенка, такой возможности нет.
«При существующем законодательстве мать не может «передать ребенка Церкви». У нас есть категория — дети, оставшиеся без попечения родителей. Оставшиеся без родителей — в результате отказа родителей от ребенка по тем или иным причинам, либо в случае лишения родителей родительских прав, или в случае гибели родителей — дети попадают в детские дома. Детский дом — это государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. Термин «приют» в законодательстве не содержится», — говорит Евгений Мастерских. При этом, как отмечает юрист, в детский дом ребенка отправляют только в том случае, если нет родственников, готовых усыновить или получить опеку над ребенком.
- За подписью в церковь: как в Белгородской области не пускают делать аборты
- Право на таблетку. Как коронавирус меняет доступ женщин к абортам?
По словам Евгения Мастерских, он не знает о таких случаях, чтобы какой-либо детский дом в России «был учрежден православной церковью или мусульманской общиной, или какой-либо другой религиозной общиной».
«Дело за законом»
По словам юриста, появление таких «церковных приютов» вполне возможно, если будет принят соответствующий закон.
«Сегодня у нас законом, например, установлено, что этим занимаются только государственные учреждения, но при этом у нас есть частные школы и частные вузы. То есть, в принципе, дело за законом», — говорит Евгений Мастерских.
Если идея патриарха получает какое-то законодательное развитие, есть два основных пути появления таких православных приютов, говорит юрист.
«Либо какие-то государственные детские дома должны быть переданы церкви. То есть учредителем этого детского дома будет не государство, такой приют будет находиться на балансе церкви, и церковь будет отвечать за то, чтобы в этом приюте соблюдались все необходимые нормы — санитарные, гигиенические, образовательные и т.д.», — размышляет Евгений Мастерских.
Либо, по его словам, все пойдет по еще более простой схеме: церковь (какой-либо монастырь или приход) берет под свой патронаж государственный детский дом и становится его спонсором. «Но при этом говорит: мы хотим, чтобы его воспитанникам по воскресеньям организовывались занятия по православной культуре или была воскресная школа», — полагает Евгений Мастерских.
При этом, как отмечает юрист, должна быть предусмотрена возможность для родителей, отказывающихся от ребенка, делать выбор в пользу «церковного приюта». Сейчас, по словам Евгения Мастерских, у родителей нет возможности выбирать для своего ребенка, от которого они отказываются, детский дом.
В церковный приют — без алиментов?
При этом, как отмечает Евгений Мастерских, предложение патриарха «отдавать детей Церкви» может не решить проблему абортов, на которые женщины решаются из-за своего материального положения.
Все дело в том, что родители, отказавшиеся от ребенка либо лишенные родительских прав, «несут обязанность по содержанию ребенка».
«Если родители ребенка живы, или один из родителей, они вообще-то должны платить алименты на содержание ребенка до его совершеннолетия, вне зависимости от того, как дальше устроена его судьба — принят он в патронатную семью, или в детский дом, либо — если идея патриарха будет реализована — в какой-либо православный приют», — говорит Евгений Мастерских.
По словам юриста, призыв патриарха теряет всякий смысл для женщин, находящихся в затруднительном материальном положении, если православные приюты не примут каких-то мер, чтобы не взыскивать с этих женщин алименты.
Как напоминает юрист, алименты на одного ребенка составляют 25% от дохода родителя.
Русская православная церковь с 2011 года открывает в российских регионах церковные приюты для беременных и женщин в кризисной ситуации. Основная цель создания таких приютов, как заявляют в РПЦ, — помочь женщинам в трудной ситуации выбрать материнство и отказаться от аборта. Сейчас на территории России действуют более 60 таких приютов.