17 мая весь мир отмечает День борьбы с гомофобией, трансофобией и бифобией. Но в Грузии в этот день после 2013 года, когда прихожане и священнослужители разогнали участников мирной акции в поддержку сексуальных меньшинств, проходят и контракции консервативных слоев общества. А уже второй год из-за пандемии коронавируса мероприятия за права ЛГБТ+людей носят еще более скромный характер.
Марш противостояния
17 мая 2013 года проходившая в Тбилиси акция в поддержку сексуальных меньшинств завершилась массовым побоищем. Тогда около 10 тысяч радикально настроенных граждан, среди которых были духовные лица, двинулись в сторону Площади Свободы, где находились несколько активистов с транспарантами.
Беспорядки начались, когда толпа радикалов прорвала полицейское оцепление, но к тому моменту правоохранителям уже удалось вывезти с площади большую часть участников акции. В ход шли кулаки, камни, палки и табуретки. Многие люди пострадали.
К слову, самым примечательным участником контрдемонстрации был отец Иофам, угрожавший ЛГБТ-лицам и их сторонникам табуреткой. С тех пор изображение священника с предметом мебели в руках много раз становилось темой многочисленных карикатур и в итоге оформилось в своеобразный символ борьбы за равноправие, причем не только в Грузии, но и в мире.
Именно после этого массового погрома правозащитников и представителей ЛГБТ-сообщества Грузинская православная церковь приняла решение об учреждении Дня святости семьи.
Убийства трансгендерных женщин
22 ноября 2017 года в одной из тбилисских больниц, не приходя в сознание, скончалась Зизи Шекиладзе, поступившая с тяжелыми травмами за семь дней до этого. Зизи была трансгендерной женщиной.
Согласно материалам дела, между ней и осужденным за убийство Георгием Мурджикнели произошел спор. Мужчина ударил Шекиладзе бетонной плитой по голове и нанес несколько ранений в область шеи кухонным ножом.
Правозащитники и некоторые представители неправительственных организаций тогда заявляли, что причиной нападения послужила гендерная идентичность Шекиладзе. Убийца был приговорен к 10-ти годам лишения свободы, что многие посчитали слишком мягким наказанием. Подпункт 2 статьи 109 Уголовного кодекса Грузии (Умышленное убийство), включающий в себя и «убийство по гендерному признаку», предусматривает тюрьму сроком от 13 до 17 лет.
За несколько лет до этого, в ноябре 2014 года, на съемной квартире в одном из районов Тбилиси была найдена мертвой 23-летняя Саби Бериани. Ее убийцу также приговорили к 10-ти годам тюрьмы. Мужчина был признал виновным в умышленном убийстве и поджоге квартиры.
«А потом мы танцевали»
Одну из самых масштабных акций протеста грузинские ультраправые провели в связи с премьерным показом фильма «А потом мы танцевали» об однополой любви двух грузинских танцоров — исполнителей национальных танцев.
Тогда консервативная часть общества посчитала, что шведский режиссер грузинского происхождения Леван Акин столкнул предмет национальной гордости – танец – с тем, что многие в Грузии считают если не предметом позора, то уж точно объектом табу.
8 ноября 2019 года к кинотеатру «Амирани» в Тбилиси был стянут даже спецназ. Беснующаяся толпа всеми способами пыталась прорваться в здание и сорвать показ гей-драмы.
На следующий день МВД Грузии сообщило о задержании порядка 30-ти человек в Тбилиси и Батуми.
Самоподжог у мэрии Тбилиси
30 апреля 2020 года у здания мэрии Тбилиси трансгендерная женщина подожгла себя. Произошло это во время акции протеста, которая была призвана привлечь внимание властей к тяжелым условиям, в которых пребывают представители сексуальных меньшинств Грузии во время пандемии коронавируса.
Мобилизованные на месте правоохранители успели снять с Мадонны Капироидзе горящую куртку до того, как женщина получила серьезные ожоги. Позже она объяснила причины своего отчаянного радикального поступка:
«Государство не заботится обо мне, и мне не остается ничего другого, кроме как покончить с собой, чтобы привлечь внимание к своим проблемам».
Нападение на лесбийскую пару
22 апреля 2021 года в Тбилиси напали на лесбийскую пару. Прибывшие на место правоохранители задержали мужчину, которому предъявлено обвинение по трем статьям УК Грузии: «угрозы», «принуждение» и «самовольное проникновение в компьютерную систему».
Задержанным оказался сосед пары, 35-летний мужчина, и ранее проявлявший к девушкам агрессию.
Будучи в состоянии алкогольного опьянения во дворе дома мужчина обрушился на девушек с оскорблениями, бросил горящий окурок одной из них в лицо и силой отобрал телефон, на который пострадавшие успели заснять инцидент.
«Достал нож и очень близко поднес к горлу одной из девушек, и вторая попыталась ее защитить, встать между ними. И он начал: «Ты кто вообще, женщина или мужчина? Если ты мужчина, я буду разговаривать с тобой, как с мужчиной. Убирайтесь отсюда, не останавливайте здесь вашу машину, больше не сможете здесь ее ставить, не сможете здесь жить!». В это время начали подтягиваться другие соседи и тоже кричать, что, мол, вы «такие», вы лесбиянки, мы не хотим, чтобы вы здесь жили. Т. е. не было никого, кто бы за них заступился или вызвал полицию», — рассказала журналистам адвокат пары.
Правовая сторона
С 2014 года в Грузии на законодательном уровне запрещена дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Не говоря о том, что Конституция гарантирует равные права всем гражданам.
Впрочем, как показал опрос «Национального демократического института» (NDI) 2018 года, только 23% населения Грузии считают, что защита прав ЛГБТ важна, в то время как 44% считают ее неважной, а 26% придерживаются нейтральной позиции. Результаты показали, что поддержка ЛГБТ увеличилась на 2% по сравнению с 2015 годом, когда 21% населения назвали защиту прав человека важной. Опрос NDI 2019 показал, что поддержка прав ЛГБТ во всех группах общества выросла на 4%, при этом 27% грузин заявили, что защита прав квир-людей важна.
А в марте 2021 года Группа поддержки женских инициатив (WISG) заявила, что в Грузии впервые трансгендеры получили юридическое признание. Решением Службы публичного реестра Тбилиси был удовлетворен запрос трансгендерной женщины Л. М. и ее гендерный маркер были изменен с «мужского» на «женский».
Заявитель представил справку о перенесенной операцию по смене пола и ему было выдано повторное свидетельство о рождении. Этот случай стал первым прецедентом, когда государство официально признало измененный пол трансгендерной женщины / мужчины.