Изображенный на фреске в древнем монастыре Джвари мужской дворянский костюм считается первой и самой старой визуальной информацией о грузинской национальной одежде. Историки относят это изображение к VI веку. СОВА решила отправиться в путешествие в прошлое, чтобы узнать, что носили грузины в древности и средневековье и как их одежда эволюционировала.
Письменные источники о том, что носили грузины в древности и в раннее средневековье, к сожалению, практически отсутствуют. Поэтому искусствоведы в основном опираются на сохранившиеся в церквях фрески, барельефы, миниатюры, археологические материалы и записи иностранных путешественников, по которым можно определить основной стиль и убранство.
По словам директора тбилисского Дворца искусств Георгия Каландия, который активно занимается изучением истории грузинского костюма, до наших дней дошли и ткани V-XVIII вв, которые также помогают сложить определенную картину.
«Помимо этого, у нас есть письменные документы византийских и европейских путешественников, которые приезжали в Грузию. Описывали грузинский костюм и османы. Кроме того, остались изображения на иконах и монетах».
Опираясь на все эти источники, отмечает Каландия, можно сделать вывод, что грузинская мода берет свое начало с древнейших времен.
«До нас дошли труды древнегреческого историка Геродота, написанные около 2,5 тысяч лет назад, где говорится о том, что в древней Колхиде использовалась такая же ткань, что и в Египте. Поэтому считается, что грузинская мода берет свое начало с древнеколхидских времен».
Некоторые сведения об одежде содержатся и в произведениях грузинских авторов позднего периода, таких как Иоане Батонишвили и Папуна Орбелиани. В книге летописца Орбелиани, к примеру, содержится интересная информация о традиционном костюме. В ней также есть список видов одежды, используемой ткани и украшений. А первым исследователем, изучавшим национальный наряд, считается царевич, историк и географ Вахушти Батонишвили. Он занимался описанием костюма XXI-XXIII веков.
Известный грузинский ученый Иванэ Джавахишвили уже новой эпохи исследовал национальные костюмы и платья с VI по конец XVIII столетия. Как он отмечал, в XVI веке большое влияние на Грузию оказали Турция и Иран, что частично изменило и грузинский образ жизни, и стиль одежды. В его труде «Материалы к истории материальной культуры» говорится, что, несмотря на эти факты и влияние других стран, грузинам удалось сохранить свою «особую грузинскую одежду».
Джавахишвили писал о том, что географическое положение, отношения с ближайшими соседями, особенности климата в разных регионах страны привели к формированию различных форм одежды в горах и равнинах Грузии, на Западе и на Востоке. Помимо общего национального костюма, традиционного чоха-ахалуха, в каждом уголке Грузии были свои неповторимые элементы одежды.
В XX веке исследованием и воссозданием грузинской традиционной одежды занимался театральный художник и сценограф Соломон Вирсаладзе. Он участвовал в создании костюмов для танцевального ансамбля «Сухишвили». Особого упоминания заслуживает торжественное одеяние царицы Тамар. Это уникальное произведение искусства с 3621 жемчугом, 154 позолоченными и 158 серебряными пряжками художник воссоздал по фреске в Вардзии.
Согласно зарубежным источникам, одежда XII-XIII веков, созданная в период политического и культурного подъема Грузии, вывозилась и в другие страны. Одеяния грузинских царей этого периода исследуются учеными по росписям в храмах и изображениям, сохранившимся на монетах. Царская одежда X-XIII веков имеет в основном византийское происхождение, что было связано с центрами политического притяжения и культурными связями. Впрочем, византийское царское одеяние могло попасть в Грузию, как считают историки, еще в V-VI веках через Лазику.
Позже, начиная с XVI века, и в мужском, и в женском костюмах стали появляться восточные мотивы. А с XVIII века в Грузии начали активно использоваться иностранные ткани – русские, французские, персидские и английские.
С XIX века лучшие образцы грузинской национальной одежды начали передаваться в музеи. Именно поэтому одежда, которая дошла до наших дней, относится в основном к XVIII-XIX столетиям.
За долгие века грузинская традиционная одежда претерпела множество изменений. В основном они были связаны с политико-экономической или культурной ситуацией в стране. По словам Георгия Каландия, уникальная эклектика в национальной одежде создавалась благодаря географическому положению Грузии на рубеже Европы и Азии. Поэтому, считает он, грузины в своих традициях, кухне и одежде очень щедро «принимали» традиции других культур.
«Здесь сливались традиции Запада и Востока. Когда грузинские цари соперничали с византийскими императорами, они одевались так же, как они. А когда Грузия попадала под влияние мусульманских восточных стран – это Персия, Османская Империя – грузинская мода приобретала черты персидской и османской одежды. Но самое интересное, что всегда оставалось что-то национального характера, указывавшее, что это – Грузия. Поэтому создавалась уникальная эклектика, были черты и Грузии, и Европы, и Кавказа, и Востока».
По мнению искусствоведа Изольды Меликишвили, в Западной Грузии, особенно в женской одежде, очевидно было влияние османских элементов. Культурное воздействие мусульманского мира также ощущалось в Самцхе-Джавахети. Но в Восточной Грузии, несмотря на то, что она долгое время находилась под властью Ирана, влияние иранского мира отражается гораздо слабее.
Как отмечают многие историки, наиболее самобытная одежда была у хевсуров. Их стиль связывают с культурами шумеров, аккадцев и мидийцев. Но хевсурский костюм все равно стоит особняком благодаря своей уникальной технике исполнения, цветовой гамме и форме.
Очень интересен был абхазский костюм. Стиль одежда заметно отличался у разных слоев абхазского общества. Эта разница проявлялась в качестве и цвете используемого материала, а также в отделке. Знатные люди, к примеру, носили черкесскую чоху.
Одежда жителей высокогорного региона Рача привлекло внимание многих иностранных путешественников и исследователей. Особенно – платья рачвельских женщин. В 1874 году немецкий ученый Вольдемар Пфафф в своих записях не мог скрыть удивления ими.
А английский исследователь-путешественник Филип Гроув в своих записях о поездке в Рачу в 1874 году писал: «Мы прошли через лес, встретили трех женщин, которые осторожно убежали. На них были короткие платья и брюки, а нижняя часть была покрыта одеянием, в котором они проявили великое искусство».
А в 1888 году другой иностранный путешественник писал: «У нас была возможность увидеть там нарядную праздничную одежду красивой женщины. Из низа длинного черного одеяния, отделанного золотистым шелком, эффектно просматриваются красные штаны с красивым поясом, застегивающимся на талии. К поясу прикреплен длинный и широкий фартук с белыми красными квадратами».
Национальный костюм, характерный для Тбилиси XIX века, отражал полиэтнический состав города и отличался резкой социально-ранговой дифференциацией. Представители знати и низших сословий, богатые купцы, ремесленники и мелкие торговцы… Такое разнообразие социальных групп формировало в Тбилиси особый колорит и делало совершенно уникальным столичный наряд. Вот как в XIX веке описывал в своих дневниках о путешествии по Кавказу грузинский костюм писатель Александр Дюма:
«Грузины, по моему мнению, не только первые красавцы на свете, но еще и костюм их восхитителен. Он состоит из остроконечной черной бараньей шапки, верх корторой загибается врутрь: она имеет форму персидской, но наполовину ниже ее; из чохи до колен, с открытыми и висячими рукавами которые застегиваются у кисти руки, из вышитого золотом атласного бешмета, рукава которого выходят из окрытых рукавов чохи: из широких шелковых шароваров, края которых заложены за сапоги a la paulaine, c бapхатными и золотыми узорами, соответствующими костюму. На нашем князе была чоха гранатового цвета, подбитая светло-голубой тафтой, белый атласный бешмет, обшитый золотым позументом, и шаровары неопределенного цвета. Пояс с золотой чешуей сжимал его стан, кинжал с рукояткой из слоновой кости, оправленной в серебро с золотой насечкой и в ножнах с такой же оправой под чернью, висел на поясе. Прибавьте к этому волосы, брови и глаза черные как смоль, цвет лица нежный, зубы глазуревые».
По словам Георгия Каландия, до XIX-XX века грузинская мода активно развивалась. После вхождения страны в состав Российской империи усилилось влияние европейского и русского стиля. Первоначально это отразилось на оформлении домов, а затем и на одежде.
«Но даже если одежда была русской или европейской, в костюме все равно присутствовали грузинские национальные аксессуары. Это различные украшения, пояса, головные уборы», – говорит Каландия.
Современная интерпретация национального костюма
Грузинский национальный костюм вновь вошел в мир моды не так давно во многом благодаря дизайнерам грузинского происхождения. Уроженец Тбилиси Дэвид Кома (Давид Комахидзе) создал коллекцию для лондонского показа London’s Fall в 2017 году, в которой использовал элементы национальной одежды. Тогда, на созданных им нарядах появились накладные газыри – гнезда для патронов, пояса и мех. Таким образом, по словам Дэвида, он отдал дань своим корням. Чоху от грузинского дизайнера примерили многие известные модницы со всего мира.
Элементы традиционных национальных костюмов были замечены и в коллекциях дизайнеров Датуны Суликашвили и Симона Мачабели. Грузинский дизайнер Анука Кебурия в коллекции осень-зима 2017 года также решила использовать традиционные элементы. Коллекция Кебурия была вдохновлена женскими старинными украшениями, чохой и платьями с национальными мотивами.