Что произошло?
Акции с требованием остановить строительство Намахванской ГЭС продолжаются в Грузии уже более 200 дней. Противники гидроэлектростанции заявляют о целом комплексе проблем, связанных с реализацией проекта. В правительстве, однако, делают акцент на значимости ГЭС для экономики Грузии.
Между тем, один из лидеров протестного движения Варлам Голетиани на акции 25 мая огласил оценочные заключения министерства юстиции от 2019 года по поводу строительства гидроэлектростанции. Все это время документы были конфиденциальны. Но, выступая со сцены на Площади Первой Республики в Тбилиси, Голетиани заявил, что Минюст давал критическую оценку проекту. По его словам, документ хранился в тайне именно потому, что исполнительная власть решила подписать соглашение о строительстве ГЭС, игнорируя неутешительные для строителей компании выводы.
«Это антигосударственное соглашение», — заявил Варлам.
Противники строительства Намахванской ГЭС выдвигают властям Грузии следующие требования, в случае неудовлетворения которых грозятся продолжить бессрочные акции:
- Турецкая компания ENKA, строящая ГЭС, должна покинуть ущелье реки Риони;
- Соглашение между правительством Грузии и компанией ENKA должно быть расторгнуто. Все документы, подписанные после 2015 года должны быть упразднены;
- В энергетическом секторе Грузии должен быть объявлен мораторий;
- Министр экономики Натия Турнава должна уйти в отставку. Ответственность также должны понести не только Турнава, но и лица, вовлеченные в подготовку соответствующей документации.
26 мая, в День независимости Грузии, противники строительства Намахванской ГЭС проведут в Тбилиси очередную акцию. Варлам Голетиани призвал население присоединиться к протесту и заявить, что «эта страна принадлежит нам». Вечером в тот же день активисты выдвинутся в сторону ущелья Риони. Там они намерены помешать компании ENKA выполнять строительные работы.
Реакция властей
Премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что участникам акции протеста был предложен формат диалога. По словам главы кабмина, власти пригласили в Грузию спецпредставителя ЕС, который еще раз детально изучит нюансы проекта и его последствия воздействия на окружающую среду. Гарибашвили также сообщил, что министерству юстиции было поручено еще раз изучить соответствие проекта международной практике.
Вместе с тем, премьер резко высказался в адрес протестующих, торпедирующих проект. Происходящее он назвал «наследием темных 90-х лет, когда активисты под видом мнимого патриотизма были прекрасными специалистами в области энергетики, сельского хозяйства, транспорта, железных дорог и т. д».
«В результате мы разрушили страну», — добавил премьер-министр.
Министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава, чья отставка является одним из требований протестующих, говорит о готовности к предметному диалогу. По ее словам, коммуникация не должна выходить за пределы разговора о проекте и энергетической отрасли и это не должно переходить в радикализм.
«Созданы очень хорошие деловые платформы, где и должны разбираться, обсуждаться такого типа вопросы с участием экспертов. Любая из ветвей власти готова к рассмотрению любого вопроса в конкретных деловых группах, с экспертами. Разумеется, это очень затрудниться из-за блокировки, парализации улиц».
Министр окружающей среды и сельского хозяйства Леван Давиташвили также подчеркнул необходимость большего диалога. По его словам, в координации с Комитетом по отраслевой экономике на законодательном и политическом уровне будет разработана специальная концепция. Она должна стать руководством по тому, какую проводить политику по поддержанию энергетической независимости, но не в ущерб экологии.
Вопросы к организаторам акции
В грузинских СМИ стали муссировать слухи о том, что за масштабными акциями против строительства Намахванской ГЭС может стоять Москва. В качестве аргументов приводятся активная поддержка протестов лицами, лоббирующих интересы Кремля в Грузии. К примеру, Леваном Васадзе, Гией Коркоташвили и Гурамом Палавандашвили.
Хотя лидеры «защитников ущелья Риони» дистанцируются от националистической и антитурецкой риторики, участники акций часто делают подобные заявления. К протесту присоединились многие ультраправые и консервативно настроенные граждане.
Свидетельством нетерпимости к инакомыслию на акциях стал инцидент с активисткой гражданского движения «Стыдно!» Саломе Баркер. Она пришла на митинг в Тбилиси, чтобы поддержать протестующих. Но Александр Палавандашвили, сын лидера ультраправого движения «Грузинская идея» Гурама Паланвандишвили, и его сторонники потребовали от Баркер снять с руки повязку, которую девушка всегда носит в знак солидарности с ЛГБТКИ-сообществом. После отказа ее вынудили уйти с акции.
Позже Варлам Голетиани заявил, что лучший способ предотвратить инциденты с применением насилия – это использовать на митинге только национальную символику. Это заявление определенная часть поддерживающих антинамахванский протест восприняла неоднозначно.
Много вопросов вызывает и то, кто спонсирует акции. Организаторы митингов, к примеру, установили в Тбилиси дорогостоящую сцену, но кто профинансировал это – неясно. Голетиани лишь в общих чертах заявляет, что финансово движение против Намахванской ГЭС поддерживают грузинские эмигранты.
Известный своим лояльным отношением к Москве бизнесмен Леван Васадзе отверг слухи о том, что помогает деньгами «защитникам ущелья Риони». По его словам, никакого отношения к организации протестов он не имеет.
«Нет никаких документов, никаких подтверждений этих слухов. Я просто публично выразил свою искреннюю поддержку справедливому протесту наших жителей».
Посол Турции о протестах вокруг ГЭС: «Это не та Грузия, которую я знаю»
Когда начались протесты
Намахванской ГЭС – крупный энергетический проект, предусматривающий строительство двух гидроэлектростанций – «Намахвани» и «Твиши» общей мощностью в 433 МВт и стоимостью порядка 750 млн. долларов.
Противники строительства ГЭС на реке Риони начали активные акции еще в ноябре 2020 года. Местные жители, представители неправительственного сектора и эко-активисты утверждали: прибегнуть к крайним мерам их заставила угроза, нависшая над регионом.
Отчет Института наук о Земле при Университете Илии, опубликованный в 2019 году, призывал обратить внимание на то, что гидроэлектростанция строится в сейсмически активной зоне, и в случае повреждения плотины землетрясением, 35-метровая волна может накрыть 150-тысячный Кутаиси всего за 20 минут, затопив при этом еще несколько муниципалитетов в Западной Грузии.
Кроме того, из-за строительства плотины под водой окажутся три села, сельскохозяйственные угодья, кладбища и т. д. Еще два населенных пункта, согласно отчету, будут изолированы, что вынудит почти 300 семей покинуть свои дома.
Местные жители также опасаются, что проект ударит по сектору туризма, нанесет невосполнимый ущерб биоразнообразию региона. По словам экспертов, может измениться микроклимат зон, где произрастают такие редкие сорта винограда, как Усахелаури и Цоликаури.
Правительство Грузии считает опасения населения надуманными. По словам чиновников, без новых гидроэлектростанций страна не сможет достичь энергетической безопасности.
В марте 2020 года строительство Намахванской ГЭС временно приостановили для проведения дополнительных исследований. Но вскоре работы по строительству каскада возобновились. Одновременно с этим в Грузии c новой силой активизировались протесты с требованием остановки проекта.
Фото: RFE / RL