Английское слово эйджизм, так уместное в Грузии, – это создание стереотипов и дискриминация отдельных людей или групп людей по возрастному признаку. СОВА поговорила с женщинами, столкнувшимися с грубостью и дискриминацией работодателей, причиной чего становилась дата рождения.
Ислледовение, проведенное Молодежным профсоюзным движением Грузии при поддержке Объединения профсоюзов и Фонда Фридриха Эберта, показало, что в шести городах Грузии среди 350 респондентов из разных объектов быстрого питания 27% подвергались дискриминации по признаку возраста.
Евгения Коркия, 55 лет
Последние 25 лет Евгения работала в ресторанах – начинала помощником повара и доросла до шеф-повара. У женщины есть и высшее образование, и шестилетний опыт работы в Стамбуле в соответствующей сфере. Вернувшись из Турции, Евгения увидела объявление о работе в заведении неподалеку от дома. Требовался лепщик пельменей и хинкали.
«Когда я пришла на место, 40 минут меня продержали за дверью со словами – «должен подойти начальник». Оказалось, что все это время начальник сидел за дверью и с кем-то советовался. Потом он посомтрел на меня и спросил, сколько мне лет. На тот момент мне было 54. На мой ответ мужчина сказал: «столько не живут».
Уже дома после услышанного Евгения очень долго разглядывала себя в зеркало, интересуясь у сына, дейсвительно ли столько не живут?
«Мне никто не дает моих лет, у меня спортивное телосложение, но и не в этом дело. Это был плевок в лицо».
Грубый ответ потенциального работодателя кардинально изменил жизнь женщины. Она поняла, что не будет ни на кого работать. Евгения взяла в долг небольшую сумму денег и открыла свой небольшой бизнес.
«У меня большой сад и огород, и я делаю компоты, различные консервы, предлагаю свой товар через интернет. Сейчас у меня уже очень много клиентов».
В прошлом году Евгения продала только аджики около 300 кг, а ассортимент постоянно обновляется и расширяется.
Л. М., 42 года
ЛМ (женщина попросила не называть ее имени полностью из личных соображений, связанных с настоящим местом работы) имеет медицинское образование и на данный момент возглавляет один из департаментов в фармацевтической компании в Тбилиси.
После рождения детей, Л. М. на время отошла от дел, но уже тогда она имела внушительный опыт работы в разных сферах, знала несколько иностранных языков. Женщине было 37 лет, когда она отправила очередное CV, забыв указать возраст.
«Молодая девушка перезвонила мне, сказала, что получила резюме, но ее интересовал мой возраст. Я ответила, что мне 37, на что услышала слова с надменным тоном: «Вы читать умеете? Там четко указано – до 35 лет. Нам не нужны люди в возрасте». Я до сих пор не понимаю, в чем разница между 35-летней и 37-летней? женщиной».
По словам Л. М., позже она просмотрела множество объявлений с возрастным цензом – до 35 лет. Увидев вакансию на должность, которую сейчас занимает, женщина решила слукавить. При заполнении резюме, вспомнив имеющийся опыт, она скинула себе пару лет.
«Я очень хотела попасть на эту должность, там даже не было указаний о возрасте, но я переживала, что они мне не перезвонят».
Впрочем, никаких возрастных ограничений у компании не оказалось. Сегодня женщина успешно работает на желанной должности.
«Думаю, государство должно проверять и регулировать публикации с вакансиями, в которых есть возрастные ограничения. А работодатели не должны ограничиваться цифрами в паспорте – человеческие качества и профессионализм гораздо важнее».
Закон
В Трудовом кодексе Грузии есть положение о дискриминации (29.09.2020 N7177) – ущемлении трудовых прав граждан по признаку расы, пола, возраста, сексуальной ориентации, ограниченных возможностей, семейного положения, политических взглядов и т. д. Законодательство запрещает дискриминацию в трудовых и преддоговорных отношениях (в том числе, при опубликовании заявления о вакансии и на этапе отбора).