Общественная организация «Открытая Россия», связанная с Михаилом Ходорковским, прекращает свою деятельность и закрывает отделения в регионах. Это связано с планами властей ужесточить законодательство о нежелательных организациях, каковой признана «Открытая Россия».
«Не вижу смысла сейчас ложиться под танк»
«Все члены «Открытки» исключены из организации, а их членство аннулировано — во избежание возможного преследования, — говорится в заявлении исполнительного директора «Открытой России» Андрея Пивоварова, которое поступило Би-би-си. — Госдума готовится ужесточить статью 284.1 УК РФ, а нам не нужны новые штрафы и уголовные дела, и мы хотим защитить наших сторонников».
Речь идет о статье 284.1 УК РФ (осуществление деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории России). В феврале этого года суд в Ростове-на-Дону приговорил по этой статье активистку «Открытой России» Анастасию Шевченко. Она получила условный срок в четыре года.
По мнению Пивоварова, когда будут приняты поправки к закону о нежелательных организациях, на активистов «Открытой России», которая формально к таким организациям не относится, «начнется настоящая охота».
Поправки к закону о нежелательных организациях одобрены Госдумой в первом чтении в мае. Они предусматривают ужесточение наказаний для членов таких организаций. «Мы не можем этого допустить, поэтому заранее ликвидируем организацию», — объяснил Пивоваров.
«Над всеми координаторами и сторонниками будет висеть опасность сесть в тюрьму на шесть лет. Скоро выборы в парламент, региональные выборы: каждого, кто выдвинется — посадили бы, сомнений нет», — отметила в своем телеграм-канале координатор «Открытки» Татьяна Усманова.
Основавший «Открытую Россию» Ходорковский сказал «МБХ медиа», что закон «принимают впрямую против активистов «Открытой России». «Не вижу смысла сейчас ложиться под танк», — прокомментировал он решение о самоликвидации организации.
Политическое поле России не оскудеет из-за прекращения деятельности «Открытой России», заявил представитель Кремля Дмитрий Песков. «Политическое поле у нас никак не ограничено «Открытой Россией». Наоборот, оно гораздо более богатое и многогранное», — сказал он журналистам.
«Уход чего-то не означает зачистку политического поля», — добавил Песков.
Как «Открытая Россия» стала нежелательной
В 2015 году в России был принят закон о нежелательных организациях. Из него следует, что таковым могут быть признаны иностранные и международные структуры, «представляющие угрозу основам конституционного строя, обороноспособности и безопасности государства».
Организациям, попавшим под действие этого закона, запрещено открывать свои представительства в России, проводить какие-либо публичные мероприятия, их счета замораживаются, а сотрудников могут привлечь к ответственности.
«Открытая Россия» была учреждена в 2001 году по инициативе опального бизнесмена Ходорковского, который также стал председателем правления организации. Этот пост он покинул по собственному желанию в апреле 2017 года, а уже через несколько дней Генпрокуратура признала нежелательными британские структуры Open Russia Civic Movement и Otkrytaya Rossia.
Первая из них, как объяснял координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников, фактически была вымышленной — она никогда не существовала в британских реестрах, а ее название было взято из устава «Открытой России», переведенного на английский язык. Другая компания — Otkrytaya Rossia, как настаивало руководство «Открытой России», никак не была связана с российским движением, которое было учреждено гражданами России на территории России.
Однако это не помешало российским властям начать составлять административные протоколы по обвинению в осуществлении деятельности нежелательной организации (20.33 КоАП) против активистов «Открытой России». Если человек дважды в течение года привлекался к административной ответственности по этой статье, против него может быть возбуждено уже уголовное дело (284.1 УК РФ). Наказание в таком случае предусматривает до шести лет лишения свободы.
Первое уголовное дело об участии в деятельности нежелательной организации было возбуждено в январе 2019 года против ростовской активистки Анастасии Шевченко. Основанием для этого послужило то, что она привлекалась к административной ответственности за участие в собраниях и митингах. В феврале 2021 года ее приговорили к четырем годам лишения свободы условно.
В марте 2019 года движение «Открытая Россия» уже заявляло о ликвидации и создании общественной организации с тем же названием. Активисты пытались официально зарегистрировать организацию в минюсте, но добиться этого им не удалось.
Как хотят ужесточить закон
Сейчас Госдума рассматривает поправки к закону о нежелательных организациях, которые были внесены 4 мая. 18 мая они уже были одобрены в первом чтении.
Поправки предполагают, что уголовная ответственность за участие в работе нежелательной организации наступит уже после первого привлечения по административной статье, а не второго, как это установлено сейчас. В этом случае человеку будет грозить от одного до четырех лет лишения свободы.
При этом за руководство нежелательной организацией будут сразу возбуждать уголовное дело. Наказание в этом случае составит до шести лет колонии.
Кроме того, Генпрокуратура сможет признавать нежелательными любые компании по всему миру, которые проводят для уже признанных нежелательными организаций финансовые или любые другие операции с имуществом. Таким образом, ответственность будет грозить за сотрудничество и с этими компаниями.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, комиссия Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России зафиксировала случаи, когда россияне за рубежом посещали тренинги нежелательных в России организаций, в том числе по влиянию на избирательные кампании, организации несанкционированных акций и пропаганде наркотиков.
Такое объяснение не устроило Верховный суд России, который обратил внимание на то, что в законопроекте нет «мотивированного обоснования», зачем нужно ужесточать наказание за участие в нежелательной организации. В отзыве суда на законопроект говорится, что депутаты должны подтвердить необходимость переписать существующий закон с помощью статистических данных и исследований его правоприменения.