31 мая в Петербурге задержали экс-директора «Открытой России» Андрея Пивоварова по делу о сотрудничестве с «нежелательной организацией». В тот же день в Чебоксарах задержали бывшего координатора местного отделения «Открытой России» Юрия Сидорова. На него тоже заведено дело о сотрудничестве с «нежелательной организацией».
1 июня с обысками пришли к московским оппозиционерам Дмитрию Гудкову и Александру Соловьеву — последний также раньше работал в «Открытой России».
Русская служба Би-би-си спросила политологов, что означают нынешние преследования «Открытой России» для будущего российской оппозиции.
План тотальной зачистки
Разгром структур Навального и обыски у членов уже объявившей о роспуске «Открытой России» политолог Татьяна Становая ставит в более широкий контекст. То, что раньше власть считала внесистемой оппозицией — неприятной, но имеющей право на существование — теперь считается антирежимным, сказала она Би-би-си.
«Политики, гражданские активисты, журналисты, эксперты, социологи или просто обычные люди критикуют власть — теперь это все криминал, и занимаются этим не политтехнологи, а силовики. Им неважно, как выглядит власть со стороны, их не волнует ее репутация — они видят преступников и действуют соответственно», — считает Становая.
Она уверена, что в ближайшие месяцы и годы в России будет происходить зачистка всего, напоминающего это самое «антирежимное поведение», которая началась после расследований о причастности сотрудников ФСБ к отравлению Навального.
Случившееся с Пивоваровым, Гудковым и другими — это не новый виток преследования оппозиции, а продолжение плана по абсолютной зачистке политического поля, согласен политолог Павел Салин.
«Политическое пространство, с точки зрения власти, должно стать абсолютно стерильным. Любые нелояльные элементы, которые выступают против политсистемы в целом или отдельных ее аспектов, и даже потенциально нелояльные элементы, должны быть зачищены. Поэтому это не второй, не третий виток, это процесс, который был запланирован в декабре прошлого года и начал реализовываться этой весной», — говорит он.
Он называет будущее российской оппозиции «диссидентским сценарием». По его прогнозам, если подобные преследования продолжатся, то уже к концу лета «зачистка станет стопроцентной».
Обратная сила закона и выборы в Госдуму
Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников считает, что факт задержания Андрея Пивоварова символизирует также и начало действия обратной силы закона.
«За прежние грехи теперь тоже будут наказывать — то есть не только за текущую и будущую, но и за ту активность, которая была до принятия того или иного закона. Действует квазиправовой политический принцип обратной силы», — сказал он Би-би-си.
Колесников отметил, что избирательная кампания сентябрьских выборов в Госдуму еще не вошла в пиковую стадию, поэтому задержание может быть рассмотрено как подготовка. «Безусловно, это и общий процесс усиления репрессий, идущий вне зависимости от выборов, и плюс к этому — действительно решение про прямые зачистки поля перед выборами, чтобы избежать скандалов и протестов, избежать того, чтобы у протестов были лидеры — в совокупности это все работает так», — считает он.
Предстоящие выборы в Госдуму, наоборот, скорее замедляют разборку со всеми несогласными, возражает Татьяна Становая.
«У нас сложилось четкое разделение: кураторы внутренней политики отвечают за системное поле, а силовики — за внесистемную оппозицию. Так что силовая линия существовала вне зависимости от выборов, — говорит эксперт. — Я думаю, выборы, наоборот, тормозят этот процесс. У кураторов внутренней политики свой интерес: они хотят провести выборы тихо, избрать лояльную Думу с минимумом издержек. То есть с той стороны могут быть даже попытки сделать процесс репрессий более тихим, менее конфликтным — но попытки не самые успешные».
Главное, о чем предупреждает Становая: после выборов репрессии в адрес всех «антирежимных элементов» вовсе не прекратятся.
Константин Гаазе отмечает, что в связи с сентябрьскими выборами власть беспокоила система «Умного голосования» Алексея Навального, которая могла позволить избираться независимым оппозиционным кандидатам. «Но опасений по поводу возможного вмешательства в избирательные процессы Михаила Ходорковского я не слышал. Если по поводу Навального понятно, по поводу «Открытой России» я не уверен. Это, скорее, другой to-do list — не тот, на котором написано «Выборы в Госдуму», а какой-то другой», — сказал Гаазе.
Что такое «Открытая Россия»
В четверг, 27 мая, «Открытая Россия» сообщила, что полностью прекращает свою деятельность, закрывает отделения в регионах и исключает всех своих членов — из-за того, что Госдума сейчас рассматривает поправки, ужесточающие закон о нежелательных организациях, по которому преследовались активисты «Открытой России».
Закон был принят в 2015 году. Из него следует, что таковым могут быть признаны иностранные и международные структуры, «представляющие угрозу основам конституционного строя, обороноспособности и безопасности государства».
Организациям, попавшим под действие этого закона, запрещено открывать свои представительства в России, проводить какие-либо публичные мероприятия, их счета замораживаются, а сотрудников могут привлечь к ответственности.
«Открытая Россия» была учреждена в 2001 году по инициативе опального бизнесмена Ходорковского, который также стал председателем правления организации. Этот пост он покинул по собственному желанию в апреле 2017 года, а уже через несколько дней Генпрокуратура признала нежелательными британские структуры Open Russia Civic Movement и Otkrytaya Rossia.
Первая из них, как объяснял координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников, фактически была вымышленной — она никогда не существовала в британских реестрах, а ее название было взято из устава «Открытой России», переведенного на английский язык. Другая компания — Otkrytaya Rossia, как настаивало руководство «Открытой России», никак не была связана с российским движением, которое было учреждено гражданами России на территории России.
Однако это не помешало российским властям начать составлять административные протоколы по обвинению в осуществлении деятельности нежелательной организации (20.33 КоАП) против активистов «Открытой России». Если человек дважды в течение года привлекался к административной ответственности по этой статье, против него может быть возбуждено уже уголовное дело (284.1 УК РФ). Наказание в таком случае предусматривает до шести лет лишения свободы.
Первое уголовное дело об участии в деятельности нежелательной организации было возбуждено в январе 2019 года против ростовской активистки Анастасии Шевченко. Основанием для этого послужило то, что она привлекалась к административной ответственности за участие в собраниях и митингах. В феврале 2021 года ее приговорили к четырем годам лишения свободы условно.
В 2019 году движение «Открытая Россия» уже один раз самоликвидировалось, но создало общественную организацию с тем же названием. Активисты пытались официально зарегистрировать организацию в Минюсте, но безуспешно.