«Культура женского футбола для Грузии в новинку. Что говорить, если нам не предоставляются телетрансляции матчей, потому что «мы все равно проиграем». Ани Чеминава, нападающая женской сборной по футболу, одной из первых открыто заявила о проблемах в Федерации и условиях, в которых приходится играть девушкам. В беседе с СОВОЙ Ани рассказала, что в Грузии женский футбол сознательно отодвигается на второй план.
Неженский спорт
«Сколько себя помню, я всегда играла в футбол», — вспоминает Ани. На протяжении 10 лет девушка защищает честь женской сборной Грузии по футболу в качестве нападающей, а последние пять лет играет за литовский клуб «Жальгирис» (Žalgiris).
Футбольная карьера Ани начиналась в Зугдиди – городе на западе Грузии. Ее первой командой была «Байя», куда девушка попала совершенно случайно. Ани вспоминает, что с детства много играла в футбол: «Порой, могла играть даже весь день».
Поначалу мама была недовольна тем, что дочь уделяла мячу все свое время. Говорила, что девочкам следует выбирать более понятные и полезные профессии. Но позже родители приняли выбор Ани, были всегда рядом с ней и всячески ее поддерживали.
По словам футболистки, о первом футбольном клубе в Зугдиди у нее остались самые приятные воспоминания.
«И это несмотря на то, что у нас была мальчишеская форма. Она была больше на три размера, но нас это не останавливало. Нам просто очень нравилось играть в футбол».
Девушка признается: ей очень повезло, поскольку тренер «Байи» Геронти Начкебия тренировал также сборную Грузии, куда вскоре и пригласил юную футболистку. Но даже в высшей лиге Ани приходилось сталкиваться со стереотипами. Самый частый: футбол – не женский вид спорта.
«Мы все понимаем, что в нашей стране нет давней традиции женского футбола, поэтому и существует такой стереотип. Я уверена, многие игроки женской команды сталкивались с такой проблемой».
«Лицо страны» в изношенной форме
В начале декабря 2020 года, в период отборочных матчей раунда Евро-2022 в женском футболе, Ани написала большой пост в Facebook, в котором подробно изложила проблемы, регулярно возникающие перед футболистками грузинской сборной. Пост вызвал большой резонанс в сети. Многие спортсменки подтвердили слова Ани и поделились своими наблюдениями.
«Я могу долго говорить о женской сборной, для меня сборная – это лицо страны, где ты играешь за страну, отстаивая ее достоинство. Мы много говорили о проблемах с игроками сборной, и все согласны с тем, что женская команда не может добиться каких-либо результатов, пока не будет проделана грамотная работа».
Первая проблема, на которую обращает внимание Ани, – это критически низкие зарплаты или их полное отсутствие.
«Я в сборной более 10 лет. И я, как и другие игроки, которые также давно защищают достоинство команды, делают это совершенно бесплатно. Никто не просит даже ежемесячную зарплату, но речь идет хотя бы о бонусах, которые должны начисляться игроку в случае участия в играх за сборную».
Еще одна проблема, с которой сталкиваются футболистки, – форма сборной. Ани искренне не понимает, почему мужская команда получает полную экипировку фирмы Adidas, а девушки годами носят форму гораздо менее качественного бренда – Joma. Кроме того, на тренировочных футболках женской команды нет фамилий, поскольку экипировка рассчитана на три возрастные группы, и спортсменки вынуждены по очереди ее использовать.
«Хотелось бы, чтобы форма была качественнее, и нам не приходилось годами носить одну и ту же одежду, чтобы на тренировочных футболках были фамилии, а команде раздали бутсы. Считаю это элементарным вопросом».
Проблемы есть и с транспортом, добавляет Ани. Игроки из регионов приезжают на соревнования за свой счет. Часто поездку оплачивает команда или тренер. А вот на отборочные игры девушки идут на автобусе мужской сборной. Ани рассказывает, что у женской команды нет даже тренера по физподготовке. «Думаю, не нужно говорить, насколько важен такой тренер в спорте».
Мало внимания, по мнению футболистки, уделяется и маркетингу в женском футболе. У девушки складывается впечатление, что их стараются как можно меньше показывать на страничках Федерации в Instagram или Facebook, хотя для популяризации женского футбола все должно быть с точностью до наоборот.
«А трансляции игры для нас вообще большая роскошь. После поражения в матче с Мальтой не было трансляции, потому что «мы все равно проиграем» и это будут только лишние расходы».
«Какой автобус есть, на том и едем»
В Женской федерации футбола Грузии признают: проблемы есть, но они постепенно решаются. Президент Нино Сордия рассказала СОВЕ, что игроки сборной действительно могут не получать зарплату. По ее словам, в мужской сборной тоже не выплачиваются гонорары.
«Могут зачислить премию, если случился какой-то значительный успех. Когда «Ланчхути» вышли в плей-офф, Федерация зачислила им определенную сумму. Это не было обязательством, но они сделали это с целью поощрения», — говорит Нино.
Президент Федерации подтвердила, что в определенный момент у женской сборной действительно были проблемы с формой. Раньше команде приходилось носить футболки и шорты игроков-мужчин, но потом ситуация изменилась. «Сейчас мы думаем одеть национальную сборную в Adidas. Форма будет только у них, но решение уже принято».
Ответила президент и на критику из-за отсутствия нормального транспорта. По ее словам, у Федерации есть один автобус, который используется во время всех внутренних поездок. Но на все межлународные игры автобус заказывается у частных компаний.
«И какой у них есть автобус, на том и едем. Но они неплохие, вполне нормальные, с кондиционером и телевизором. Если Ани говорит об автобусе Федерации, – то да, он уже относительно устарел, у всего есть срок годности. Но во время важных игр мы заказываем нормальные автобусы».
Что до телетрансляций, зачастую они отсутствуют, поскольку это зависит не только от Федерация футбола, но и от СМИ. Медиа должны дать согласие на эфир, в то время как сигнал – недешевое удовольствие.
«Но несмотря на это, съемки игры все равно ведутся, и через два часа командам выдаются видео. Потом они с тренером смотрят и обсуждают игру».
Грузия и Литва: разница в подходах
Поскольку Ани последние пять лет играет за литовский «Жальгирис», девушка говорит, что ей действительно есть с чем сравнивать. К примеру, каждый игрок сборной получает по 200 евро за игру, им также компенсируются затраты за проезд от дома до места встречи и даются скидки в 50% на бутсы и другую спортивную одежду в магазинах Nike. У команд также есть профессиональный тренер по физподготовке, а на футболках указаны имена.
«Я бы сказала, что по сравнению с Грузией в Литве есть высшая лига в прямом смысле, а не просто на словах. У них другой подход. В женской команде уделяют много внимания социальным сетям, выплачивают бонусы, и они нередко участвуют в различных международных товарищеских турнирах».
Разница в подходах, как считает Ани, заключается в том, что национальная сборная Литвы требует равного отношения к мужской и женской командам. Если, к примеру, мужчинам на сборах платят по 500 евро, то столько же получают и девушки. Это, по словам Ани, мотивирует игроков.
Кроме того, многие литовские клубы оплачивают образование своих футболисток. «У подписан есть контракт с командой, а параллельно я учусь на магистра в области управления спортивной индустрией. Мое образование полностью финансируется клубом».
Девушка считает, что такую поддержку следует оказывать и спортсменкам в Грузии. «Я знаю многих игроков, которые из-за отсутствия финансов в раннем возрасте отказались от футбола, а женщинам нужна дополнительная мотивация, чтобы оставаться в игре надолго».
За последние годы, по словам Ани, Федерация приложила большие усилия для развития женского футбола, но этого недостаточно. Решать проблемы, считает она, нужно начинать с тренировок детей. Когда маленькие девочки бегают в форме для мальчиков, они уже ощущают дискриминацию.