Видео от Спиридона
Епископ Грузинской православной церкви Спиридон (Абуладзе), управляющий пансионатом в Ниноцминда, распространил видеозаписи встречи с детьми и социальными работниками. Таким образом священнослужитель решил доказать, что воспитанники интерната не хотят покидать учреждение. Но критики, напротив, расценили видео как свидетельство того, что несовершеннолетние подвергаются в пансионате психологическому давлению.
В опубликованных роликах епископ схалтский идентифицирует некоторых ребят, показывая их лица и называя по именам. Он допрашивает детей, задает им вопросы, заставляя объяснять, хотят ли они покинуть интернат, а также звонит родителям, включая громкую связь. Те подтверждают, что оставляют детей на попечение священнослужителя.
Социальные работники никак не реагируют на действия отца Спиридона. Тот, в свою очередь, обвиняет их в попытке «похитить» детей, заявляя, что соцработники пытаются перевести ребят в другое учреждение вопреки воле родителей. «Мы их не отдадим», — говорит епископ.
Глава отдела по связям с общественностью Патриархата Грузии Андрия Джагмаидзе заявил, что пока они наблюдают в пансионате «полное спокойствие». По его словам, в данный момент детей беспокоит единственное обстоятельство – повышенное внимание и ажиотаж вокруг них. Но если подтвердится, что права несовершеннолетних нарушаются, Патриархия будет первой, кто поднимет свой голос, заверил Джагмаидзе.
Пансионат в Ниноцминда: жертвоприношение детей и «государство в государстве» [цитаты]
Реакции
Видео от отца Спиридона, между тем, вызвали новую волну критики в адрес священнослужителей. Народный защитник Грузии Нино Ломджария расценила манеру общения епископа с детьми как психологическое насилие. Об этом Омбудсмен заявила в эфире телеканала Formula.
«Происходящее, в том числе коммуникация и форма общения владыки Спиридона с детьми, — это психологическое насилие и давление. Дети переживают сильный стресс, когда в прямом эфире перед камерами их ставят в тяжелое эмоциональное положение. Нельзя задавать детям такие вопросы в такой обстановке».
Нино Ломджария призвала государственные органы немедленно отреагировать на видео. Она подчеркивает, что несовершеннолетние, проживающие в пансионате Ниноцминда, находятся под опекой государства. И решение о переводе детей под чью-либо опеку должно приниматься при участии соответствующих органов и исключительно с учетом интересов несовершеннолетних.
«Руководитель учреждения [епископ Спиридон], как неуполномоченное лицо, препятствует этому процессу и не только игнорирует интересы детей, но и сам их нарушает. Недопустимо, чтобы дети, находящиеся под опекой государства, испытывали подобное отношение и стресс».
По словам Омбудсмена, очевидным доказательством бездействия государства и его пренебрежения к нуждам детей является тот факт, что глава пансионата публично оглашает персональную информацию о детях, в то время как «государство фактически не способно осуществлять надзор над учреждением, которому само выдало лицензию».
Омбудсмен: бенефициары, покинувшие пансион Ниноцминда, заявляли о насилии в учреждении
Правозащитница, юрист неправительственной организации «Партнерство за права человека» (PHR) Ана Арганашвили также считает, что на видео показано психологическое насилие над детьми и попытка установить контроль над их волей. В беседе с изданием On.ge она раскритиковала и бездействие соцработников.
«Мы видим двух человек, предположительно социальных работников, чье поведение не отвечает никаким стандартам. Они наблюдают за происходящим и не вмешиваются в факты жестокого обращения с детьми. На их глазах происходит тяжелейший травматизм детей, но они бездействуют. Это означает, что они не могут выполняют свои функции, неэффективны и им вообще не следует там работать. Это все равно, что бить ребенка перед социальным работником, в то время как он даже не шевелится», — сказала Арганашвили.
По словам правозащитницы, своими действиями епископ Спиридон сталкивает детей с их родителями, которые, возможно, подвергали их насилию. И это происходит с нарушением персональных данных и всех стандартов защиты детей.
В связи с последними событиями «Партнерство за права человека» потребовало выписать в отношении главы интерната т. н. ограничительный ордер. Ранее НПО обратилась в суд и с требованием изъять из пансионата всех детей.
Между тем, на видео, распространенное отцом Спиридоном, отреагировали в Службе государственного инспектора. Там заявили, что нарушение частной жизни воспитанников может нанести непоправимый вред психике детей. В ведомстве призвали всех, в том числе СМИ, в интересах несовершеннолетних воздержаться от дальнейшего распространения видеозаписей.
«Нарушение конфиденциальности частной жизни детей, особенно бенефициаров детских домов, может нанести непоправимый ущерб психике ребенка, его развитию, социальным отношениям и будущей жизни. Это может привести к ущемлению достоинства детей, их стигматизации, буллингу и дискриминации, а также оказать негативное влияние на их эмоциональное состояние и развитие».
В пансионат в Ниноцминда, закрытый для СМИ, пустили еще один пророссийский телеканал
Скандал вокруг пансионата
В середине апреля 2021 года представителей аппарата Народного защитника Грузии не пустили в пансионат имени Святой Нино для сирот, беспризорных детей и детей без попечения. В интернате заявили, что действуют по указанию епископа схалтского Спиридона (расположенный в городке Ниноцминда детский дом находится в подчинении Грузинской православной церкви).
Сам священнослужитель объяснил свое решение тем, что представители Омбудсмена требуют легализации однополых браков, п он не может «отдать своих детей на их растерзание».
Затем организация «Партнерство за права человека», которая занимается, в том числе, защитой прав детей, обратилась в Тбилисский городской суд, потребовав обеспечения доступа и возможности проведения мониторинга в пансионате всеми соответствующими службами. Суд эту просьбу отклонил. При этом ООН призвала власти Грузии проверить информацию о жестоком обращении с детьми. В школе побывали сотрудники Минздрава.
Аппарат Народного защитника Грузии много лет говорит о нарушениях прав детей в интернате Святой Нино. Проведенный в 2015 году мониторинг выявил факты насилия и физических наказаний несовершеннолетних. Согласно отчету Омбудсмена, права детей в приюте нарушаются во многих отношениях, и воспитанники становятся жертвами не только физического, но и психологического насилия. Кроме того, проживающие в пансионате несовершеннолетние фактически изолированы от общества.
Нино Ломджария также сообщила, что в период с 2016 по 2021 год было возбуждено четыре уголовных дела: три – о предполагаемом насилии (статья 126 УК Грузии) и одно – об изнасиловании (статья 137 УК Грузии). В свою очередь 3 июня МВД заявило, что по старым делам у них не было достаточной доказательной базы, поэтому по факту новой информации начато новое расследование.
МВД призвало СМИ поделиться информацией о предполагаемых преступлениях в пансионате Ниноцминда
Между тем, в СМИ стали появляться свидетельства, как утверждается, выпускников пансионата, которые рассказали журналистам о преступлениях в учреждении. В частности, 3 июня в эфире телеканала Formula вышло интервью с подростком, по словам которого детей в интернате били рейками и линейками, «всем, что попадалось под руку». Их заставляли часами стоять на коленях на зернах и рисе, подвергали психологической травле. Кроме того, по словам подростка, около 10 лет назад во время избиения воспитанниками скончался мальчик 6-7 лет. Происходившее в пансионате респондент назвал «адом».
Глава епархии Ахалкалаки и Кумурдо отец Николоз ранее заявил, что готов пустить Народного защитника в детский дом, но выдвинул условия: «Пусть приезжает, заранее встретимся, согласуем кое-какие правила, а затем вместе войдем. <…> Мы должны заранее обсудить с Омбудсменом, как все пройдет, какие вопросы она будет задавать [детям]». На вопрос журналистов, почему Нино Ломджария должна с ними все согласовывать, священнослужитель ответил: «Потому что есть подозрения, что она задает детям аморальные вопросы».