Политик Дмитрий Гудков уехал из России на Украину, а оттуда хочет добраться к родителям в Болгарию. Свой отъезд он объяснил опасением ареста по «делу о подвале». Гудков признал, что не готов жертвовать всем ради политики.
Что сказал Гудков
Утром в понедельник в эфире телеканала «Дождь» Гудков впервые подробно объяснил, почему покинул страну. Из сказанного им следует, что решение он принял еще в четверг, когда его выпустили из изолятора после 48 часов задержания по уголовному делу.
Укрепился в этом решении он в субботу, когда переговорил с отцом Геннадием Гудковым (оба они — бывшие депутаты Госдумы). Тот сообщил ему, что расследование дела и обыски будут продолжаться, поэтому риск оказаться за решеткой сохраняется. Кроме того, под угрозой якобы оказался его брат Владимир Гудков.
«Я вывез брата [на Украину], — сказал Дмитрий Гудков. — Он бы был следующим, как нам сказали».
По мнению Гудкова, то, что его отпустили из полиции, не «связав» подпиской о не выезде, означает, что власти хотели, чтобы он уехал из страны. «Для них важно выдавить меня как минимум на период до голосования», — заявил Гудков. Ранее он уже связывал уголовное дело с намерением баллотироваться в Госдуму в этом году.
«Я себе задал два простых вопроса: ну хорошо, вот я остался и меня посадили. Это как-то приближает перемены, это как-то приближает смену режима Путина на какой-то другой более демократичный? Увы, ответ отрицательный. И второй вопрос: готов ли я ради того, чтобы когда-то через пять-семь лет прийти к власти, жертвовать жизнью и здоровьем своих близких? Нет, не готов», — объяснил свое решение 41-летний Гудков.
«Я понял, что не готов на все ради власти, — признал он. — Но я хочу подчеркнуть, что это не эмиграция».
По словам Гудкова, за границу он уехал «на какое-то время», а с собой взял только один чемодан и два костюма. Кроме того, его жена и двое детей остались в России.
Гудков также подчеркнул, что продолжит заниматься политической деятельностью, пообещав уточнить формат позже. По его словам, в эпоху интернета неважно, где он находится — в Киеве, Варне или подмосковной Коломне.
Как уехал
О том, что Гудков покинул Россию, сообщили накануне «Открытые медиа». Вскоре Гудков подтвердил это в своем телеграм-канале: «Подъезжаю к Киеву, где у меня давно запланированы встречи и эфиры (сегодня — у Евгения Киселева)».
Коротко свое решение политик объяснял так: «Несколько близких источников из окружения администрации президента сообщили, что если я не покину страну, фейковое уголовное дело будет продолжено вплоть до моего ареста. Если останусь, дана санкция решить вопрос Гудкова «любым способом».
Речь идет об уголовном деле о неуплате долга по договору аренды нежилого помещения в 2015-2017 годах на сумму более 1 млн рублей. Кроме Гудкова по этому делу во вторник была задержана его тетя Ирина Ермилова, которая была директором фирмы, заключавшей договор с департаментом городского имущества Москвы.
В четверг оба были освобождены из полиции, в пятницу политик заявил Интерфаксу, что собирается продолжить политическую деятельность.
«Считаю, что высосанное из пальца «дело о подвале» было возбуждено исключительно, чтобы не допустить меня на выборы и выдавить из страны как минимум до дня голосования, — написал Гудков в телеграм-канале, сообщая о своем отъезде из России. — Мое решение поддержано родными и близкими мне людьми, в адрес которых также поступила серьезная информация об угрозах и рисках».
Отъезд Гудкова из России вызвал резонанс в соцсетях. «Ни в коем случае не собираюсь осуждать Гудкова, но необходимо зафиксировать, что контраст с [Алексеем] Навальным в данном случае просто-таки бросается в глаза. Только теперь начинаешь понимать, какую высокую планку российским политикам задал своим возвращением последний», — прокомментировал решение Гудкова политолог Аббас Галлямов.
Что говорит адвокат
«Уехав, Гудков нарушил меру пресечения в виде подписки о невыезде, так что в ближайшее время следствие может обратиться в суд и попросить заменить ее на иную, вплоть до заочного ареста», — заявил после отъезда Гудкова анонимный источник Интерфакса.
«Интерфакс пишет, что я якобы нарушил подписку о невыезде. У меня нет никакой подписки, не читайте советских газет!» — отреагировал на это Гудков в своем телеграм-канале (цитируя повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце»).
«Ничего не нарушал, у него не было никакой меры пресечения, только обязательство о явке к следователю. Поэтому он имел полное право пересечь границу», — сказал Интерфаксу адвокат Михаил Бирюков.
В интервью РИА Новости адвокат пояснил: да, неявка по требованию следователя может повлечь за собой объявление в розыск, однако поскольку мера пресечения избрана не была, Гудков, по мнению Бирюкова, утратил статус подозреваемого, и поэтому для объявления в розыск ему сначала нужно заочно предъявить обвинение.
В четверг адвокат Бирюков говорил, что «Дмитрий остается подозреваемым по делу».
Что с тетей?
Тетя Гудкова осталась в России. «У моей подзащитной подписка о невыезде. Она законопослушный человек и не собирается никуда уезжать», — сказала ТАСС адвокат Ермиловой Анастасия Саморукова.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства следствия об избрании в отношении Ермиловой меры пресечения в виде запрета определенных действий.
В интервью Business FM Гудков объяснял, каким образом его тетя и он сам оказались связаны с помещением, из-за которого было возбуждено уголовное дело: «У моих родителей было здание на Таганке, там были зарегистрированы все их фирмы. Поскольку я занимаюсь политикой, у меня периодически возникала необходимость просто получить юридический адрес для регистрации каких-то общественных некоммерческих организаций, которые вообще никак не связаны с бизнесом».