В Нидерландах на заседании суда по делу о крушении «боинга» МН17 в небе над Донбассом в 2014 году озвучены перехваты телефонных разговоров военных самопровозглашенной Донецкой народной республики, в которых они обсуждают результаты стрельбы из зенитно-ракетной установки «Бук» по самолету.
Вначале в зале заседания проиграли ранее уже публиковавшуюся запись разговора, сделанного через полчаса после крушения «Боинга» МН17. На ней человек с голосом командира разведроты ГРУ ДНР Леонид Харченко докладывает, вероятно, главе разведки ДНР Сергею Дубинскому: «Мы на месте, одну уже «сушку» сбили» (имеется в виду истребитель «Су»). «Молодцы, ай, молодцы! Одну «сушку» сбили, молодцы!» — отвечает ему командир.
И Харченко, и Дубинский проходят обвиняемыми по делу о крушении МН17, рассматриваемом в суде Нидерландов. Прокуратура не считает, что они сбивали самолет, но полагает, что они имеют отношение к транспортировке орудия, из которого был сбит «боинг». Судя по билингу мобильных телефонов, изученных следствием, Харченко в момент перехваченного разговора находился в районе Снежного, а Дубинский в Донецке. Телефон человека, который постоянно сопровождал Харченко в момент крушения «Боинга» ( то есть примерно за 30 минут до перехваченного разговора) был соединен с вышкой в районе села Первомайское. Именно оттуда, по версии следователей JIT, была позже пущена ракета, которой сбили «боинг», летевший рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур.
Вскоре после этого разговора сторонники ДНР в отчетах своим командирам начинают говорить, что сбитый самолет, похоже, был гражданским. Но многие военные об этом еще не знают.
В 17.42 человек с позывным «Боцман» звонит человеку с голосом Дубинского.
«Боцман«: У меня здесь самолет подбили, я тут за ящиками. Если что, тебе передам, чтобы ты потом передал.
Дубинский: Мы кого-то подбили (неразборчиво).
«Боцман«: Что ты говоришь?
Дубинский: Я буду часа через два только в городе. Я сейчас в Мариновке. Самолет мы бахнули тоже сейчас, «сушку». Как раз над Саур-Могилой. Мы же «Бук-М» получили, вот.
На предыдущем заседании суда были озвучены перехваты разговоров, в которых человек с голосом Дубинского неоднократно упоминал получение установки «Бук» и организацию ее транспортировки из Донецка в Снежное. Дубинский обвинения о своей причастности к перемещению «Бука» по Донбассу называет бредом.
В разговоре в 18:44 человеку с голосом Харченко звонит человек с голосом Олега Пулатова. В 2014 году отставной офицер военной разведки армии России Пулатов участвовал в конфликте на востоке Украины под командованием Дубинского. В обнародованном разговоре человек с голосом Пулатова озвучивает новую версию того, что случилось в небе над Донбассом.
Пулатов: «Можешь тоже сюда ломануться, если у тебя есть время. Тут взяли сбитого пилота, нужно сейчас посмотреть, что это за всякая хрень, и полностью оценить ситуацию, которая произошла. Там же получается по докладу этот пилот… Ты, самое главное, это скажи: наш «Бук», который…?
Харченко: Нормально все, он ушел в другое место.
Пулатов: Да, все хорошо. Смысл в чем — вот эта «сушка» сбила китайский пассажирский транспорт.
Харченко: Не-не-не, мы работали по «сушке».
Пулатов: Не, я знаю. Так «сушка» перед этим буквально сбила этого китайца. И тут же мы как раз подхватили эту «сушку». Там сейчас весь мир греметь будет.
Харченко: Я понял.
Пулатов: Там все очень хорошо. Сейчас главное — сказать… [неразборчиво]. Возьми пару человек с собой и через Торез лети ко мне, дальше направлю.
Харченко: Хорошо.
Как установила Международная следственная группа (JIT), проводившая расследование дела о крушении «Боинга», 17 июля 2014 года в небе над Украиной был сбит только один самолет — пассажирский рейс МН17 «Малайзийских авиалиний».
- МН17: следствие назвало имена подозреваемых. Кто они?
- «Найти всю цепочку»: что стало известно за год суда по делу МН17
- Свидетель запуска «Бука» и трудный поиск адвокатов: начался суд по МН17
Но Пулатов, а вслед за ним и Харченко, продолжают в разговорах настаивать на версии о том, что «Бук», находившийся под охраной сторонников ДНР, сбил украинский штурмовик Су-25, который незадолго до этого сбил некий пассажирский самолет. Вскоре человек с голосом Дубинского передает эту версию человеку с голосом тогдашнего министра обороны ДНР — Игоря Стрелкова. Он также проходит обвиняемым по делу о крушении «боинга».
Дубинский: Наблюдали из Снежного, и наши наблюдали. Смысл в чем: «сушка» вальнула «боинг», а уже «сушку» потом через… она заход когда делала второй по кругу, наши вальнули с «Бука». И это наблюдало ***[очень много] нашего народа. Гюрза щас доложил.
Стрелков: Вот так вот. Я понял, хорошо.
Дубинский: «Сушка» вальнула «боинг», а «сушку» уже наши «Буком» ***[сбили].
Стрелков: Угу…
Дубинский: Хорошие новости?
Стрелков: Ну не знаю, я че-то, честно говоря, не очень в это верю.
Разбирая эту версию, следователи JIT изучили все ракеты «воздух-воздух», которые может переносить штурмовик Су-25. Повреждения, которые наносятся такими ракетами, были сопоставлены с повреждениями на обломках «боинга». В итоге нидерландские эксперты пришли к выводу, что из всех ракет «воздух-воздух» повреждения, сходные тем, что были на обломках рейса МН17, могли быть нанесены только ракетами типа Р-33, Р-37 и Р-40.
Изучив документацию и опросив экспертов, следствие выяснило, что нести подобные ракеты может только самолет МиГ-31. Таких истребителей на вооружении Украины нет. Более того, Украина передала Нидерландам данные о полетах всех своих военных самолетов 17 июля 2014 года — все эти вылеты были вне зоны боевых действий на юго-востоке Украины.
Сторонники ДНР также никогда не демонстрировали обломки или черные ящики военных самолетов, якобы сбитых в районе Снежного 17 июля. Следствие также изучило данные российских и украинских гражданских радаров, переданные Нидерландам. Следов присутствия рядом военных самолетов Украины рядом с «боингом» МН17 замечено не было.