210614h политика featured, Гия Джапаридзе, Грузия-НАТО, Давид Дарчиашвили, Джо Байден, Каха Гоголашвили, НАТО, Филип Рикер
NATO Leaders take part in a welcome ceremony featuring a multimedia tower display. The display shows visualisations illustrating NATO’s future adaptation through the NATO 2030 agenda.

Брюссельский саммит НАТО: о Грузии без Грузии

Грузия станет членом НАТО. Эти слова который год не только вдохновляют многих грузин, но и становятся причиной фрустрации. О членстве в альянсе говорят давно, но реальные сроки всегда остаются туманными. Очередной саммит НАТО вновь оставил двоякое чувство: с одной стороны, Грузию и Украину на форум не пригласили, с другой – на нем впервые выступил президент США Джо Байден, активно поддерживающий Тбилиси и Киев на их пути к евроатлантической интеграции.

«Мы приветствуем недавнее политическое соглашение о предстоящем пути для Грузии и призываем к его полному осуществлению всеми сторонами. Это соглашение открывает путь к важным реформам, которые помогут Грузии, стране-претенденту, добиться прогресса в ее подготовке к членству», – говорится в коммюнике Брюссельского саммита.

В НАТО дали ясно понять: путь в альянс сегодня проходит, в том числе, через «документ Мишеля» – соглашение между властями и оппозицией по выходу из политического кризиса в Грузии, подписанное при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля. Тот же месседж озвучил и заместитель госсекретаря США Филип Рикер, прибывший в Тбилиси незадолго до старта саммита.

Итоговая декларация саммита НАТО в Брюсселе: выдержки о Грузии

О том, что сроки вступления Грузии и Украины в НАТО определены на встрече в Брюсселе не будут, до начала встречи заявил генсек военно-политического блока Йенс Столтенберг. Он предупредил: саммит рассмотрит отношения с этими государствами в разрезе партнерства и поддержки реформ.

То, что именно реформы, – один из факторов, от которых зависит интеграция Грузии в европейские и евроатлантические структуры, отметил и прибывший в Тбилиси незадолго до саммита американский сенатор Роб Портман. Вопрос о необходимости реформ для ускорения процесса интеграции поднимали многие. Среди них – заместитель генсека НАТО Мирча Джоанэ. По его словам, если две страны проведут реформы не для членства в какой-либо организации, а для своего народа – это будет иметь последствия.

Тем временем в НАТО вновь подтвердили решение, принятое на саммите в Бухаресте в 2008 году, о том, что Грузия станет членом альянса. Согласно коммюнике, отношения Тбилиси с Брюсселем содержат все практические инструменты для подготовки к возможному членству. Но, судя по ранее сделанному заявлению Джоанэ, в альянсе по-прежнему нет консенсуса по этому вопросу.

«НАТО – организация, состоящая из 30 членов и работающая на основе консенсуса. И относительно вступления Грузии и Украины этого консенсуса нет».

Одна из причин, считает исследователь Центра Чавчавадзе Гия Джапаридзе, заключается в невыполнении основных обязанностей.

«НАТО – пространство демократических стран, а Грузия, согласно последним заявлениям представителей стран-членов НАТО, сегодня находится очень далеко от демократии. С таким типом правления Грузия отдаляется от Европы и евроатлантического пространства. Да, мы выполняем свои обязательства. Но в них входит и то, что Грузия должна быть функционирующей демократией, а не геополитической данностью гибридного типа, больше склоняющейся к авторитаризму, нежели к демократии».

Джапаридзе также считает, что политика грузинских властей по отношению к России сегодня препятствует интеграционным процессам.

«Думаю, на девятый год правления [«Грузинской мечты»] власти должны уже осознать, что политикой нераздражения России и пассивной внешней политикой не удастся «добиться сердца» России. У нее есть свои долгосрочные интересы, и они не зависят от этого политического флирта со стороны грузинского правительства и пересмотра политики. Нам надо выйти из этой позиции и стать активнее в интеграционных вопросах. Международная обстановка меняется в нашу пользу. Надо быть более рациональными. И под этим я подразумеваю и изменение проигрышной политики нераздражения».

Бен Ходжес: Грузию должны пригласить в НАТО, как когда-то ФРГ

Эту точку зрения разделяет и директор Центра изучения России Давид Дарчиашвили. По его словам, переступить порог НАТО не позволяет внешнеполитическая пассивность и страх властей «снова навлечь гнев России».

«С другой стороны, вроде бы продолжается декларирование курса интеграционного сближения в политическое сообщество. Как раз вот эта двоякость, которая характеризует грузинскую политику в последнее время, и является причиной того, что мы стоим на месте».

Россию, с которой, по словам экспертов, заигрывают грузинские власти, члены НАТО видят главной дестабилизирующей силой в Черноморском регионе. По словам Дарчиашвили, нахождение в нестабильном регионе связывает Грузию с разными рисками: соседство с Россией, оккупация грузинских территорий, конфликтная зона на юге (Армения и Азербайджан).

«Такова наша судьба, и это проблема. Мыслители типа Путина говорят о каких-то схемах конца XIX века, [Джоне] Маккиндере (английский геополитик, — прим. СОВЫ), о том, что масса евроазиатского пространства противостоит атлантическому, и какие-то другие бредовые идеи. И мы окружены этими идеями и игроками, которые уповают на конфликты. Это опасно и чревато последствиями. Мы должны сделать выбор. Здесь главное – выбирать ценности, а не геополитические схемы», – говорит Дарчиашвили.

«Главное – выбирать ценности, а не геополитические схемы»

Тем временем, в коммюнике саммита НАТО подчеркивается, что альянс готов усилить поддержку Грузии, в том числе в повышении устойчивости к гибридным угрозам, в обучении, а также в безопасных коммуникациях.

210614j политика featured, Гия Джапаридзе, Грузия-НАТО, Давид Дарчиашвили, Джо Байден, Каха Гоголашвили, НАТО, Филип Рикер

Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg following the NATO Summit in Brussels

Для Брюсселя, по словам политолога Кахи Гоголашвили, на данном этапе актуально укрепление Грузии и Украины, их обороноспособности и экономической стабильности. Поскольку он рассматривает эти страны как своих ближайших партнеров.

«Для альянса актуальны гибридные риски и опасности и то, как им сопротивляться. Также безопасность на Черном море. НАТО пытается расширять свои операции и патрулирование на Черном море. Эти компоненты сейчас наиболее актуальны в отношениях НАТО».

Стратегия Байдена: что США сделают для Грузии

По официальной версии, в этом году Украина и Грузия не были приглашены, поскольку в целом саммит проходил в узком кругу, при участии только лишь членов альянса.

Вторая причина – недолгая продолжительность встречи.

«Думаю, действительно причина только в этом. Саммит прошел в онлайн-формате. НАТО не собиралось принимать никаких крупных решений, особенно касающихся расширения альянса. Они просто не видели смысла тратить на это время, поскольку приглашение на саммит означает, что нужно уделить какое-то время выступления, а позже их разобрать. Главное, очевидно – они пока не собираются приглашать Грузию и Украину в НАТО в качестве членов. Не имело смысла вести дополнительные разговоры. Разговоры о важности взаимоотношений с этими странами отражены в декларации», – говорит политолог Каха Гоголашвили.

Исследователь Центра Чавчавадзе Гия Джапаридзе также считает, что главная причина отсутствия Грузии и Украины на саммите заключается в том числе в «странном формате». Но кроме того, он не исключает, что одной из причин может быть завершение миссии США в Афганистане. Спустя почти 20 лет после начала военной операции Штаты решили вывести свои войска. Вслед за Америкой – НАТО.

«Обычно мы присутствовали там в качестве участников миротворческой миссии в Афганистане. Сейчас миссию США сворачивают, и, наверное, это тоже один из факторов. Но то, что, несмотря на наше отсутствие тема Грузии была поднята, не значит, что мы должны продолжать быть пассивными», — говорит исследователь.

Байден и Путин могут встретиться: отразится ли это на Грузии

Премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили удалось обратиться онлайн к участникам Брюссельского форума. В своей речи он заявил, что мир сталкивается с новыми вызовами с точки зрения безопасности. Для защиты этих вызовов странам требуются информированность, единство и осознанные действия, сказал он.

«НАТО лучше всех подготовлено к борьбе с ними».

В свою очередь президент Саломе Зурабишвили коротко прокомментировала саммит в своем Twitter:

«Приветствуем обновленную и решительную приверженность НАТО территориальной целостности Грузии, безопасности и стабильности Черного моря и политике открытых дверей. Наш путь к интеграции ясен и подкреплен солидарностью наших партнеров».

Джо Байден – друг Грузии, отмечают эксперты. Президент-демократ активнее включен в региональные процессы, чем его предшественник Трамп, который больше ориентировался на внутриамериканскую политику. Байден выступает за расширение и укрепление НАТО, и поддержка США для Грузии играет важную роль.

«В НАТО наблюдают за регионом. То, что при посредничестве США и в том числе Грузии произошел обмен азербайджанскими и армянскими пленными, – хорошо. Это указывает на то, что, в отличии от Трампа, которого не волновал конфликт, Байден больше вовлечен в процессы. Об этом свидетельствует и то, что политик такого высокого ранга, как Филипп Рикер, находился перед саммитом в Тбилиси. Поэтому тема региональной безопасности будет поднята на новый уровень», — говорит Гия Джапаридзе.

В свою очередь бывший президент Эстонии Тооомас Хендрик Ильвес уверен, что США недовольны обстановкой в Грузии и вскоре отвернутся от нее на некоторое время. Чтобы дать понять, почему Тбилиси оказался обделен вниманием, и намекнуть, что это связано с «управлением страной».

Несмотря на проводимую грузинскими властями т. н. политику нераздражения Москвы, подавляющее большинство населения страны поддерживает евроатлантический курс. Об этом свидетельствует множество социологических исследований. И если общество ощущает себя частью демократического мира, считает Дарчиашвили, общество будет находиться там.

«Но нужно делать все, чтобы доказать: мы находимся рядом со странами, которые выбрали те ценности, которые подходят и грузинскому обществу, и совпадают с нашими национальными интересами».

Байден назвал Путина «убийцей». Что это значит для Грузии

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика