Золотые серьги с фигурами всадников и висячими кисточками, по мнению ученых, занимают особое место среди других украшений, найденных в гробнице первой половины IV в. до н. э. в окрестностях города Вани. Предположительно они принадлежали молодой девушке из знатного рода. Украшения с такой филигранной работой, которой позавидовали бы многие современные ювелирные дома, могли себе позволить только люди определенных сословий.
По словам директора тбилисского Дворца искусств Георгия Каландия, головные уборы и украшения в тот период не только подчеркивали красоту человека, но и указывали на его социальный статус.
«Тогда корону, серьги или браслет мог носить не каждый. По аксессуару можно было «прочитать» всю биографию человека, понять его предпочтения, уровень достатка и положение, занимаемое в обществе».
Найденные украшения указывают и на то, что уже в то время ювелиры владели многими из основных методов обработки металлов, в том числе драгоценных.
Маленькая фигурка золотого льва была найдена в одном из курганов в Алазанской долине в Кахетии, которую ученые относят к триалетской культуре.
О том, что Грузия является одним из старейших центров добычи и обработки благородных металлов, свидетельствуют сохранившиеся письменные источники древних историков, где прямо или косвенно говорится о добыче золота на ее территории. Также в этих источниках дается конкретная информация о технологии изготовления грузинскими мастерами ювелирных изделий и описывается, что в древности золото добывали из речных отложений в виде мелких частиц (золотой песок), а также путем горных выработок.
Примером тонкой работы ювелиров того периода является найденная при раскопках в Вани золотая тиара. Она представляет собой две дугообразные пластины в виде ромбов, скрепленные застежкой.
Греческие авторы в своих трудах много рассказывали о добыче и переработке драгоценных металлов в Колхиде и называли ее «золотой страной». Не даром, по их мнению, в поисках Золотого руна аргонавты отправились именно в эту страну.
Современные исследователи предполагают, что в Вани – а по одной из версий, здесь могла находиться столица Колхиды – существовала школа профессиональных мастеров. Они создавали блестящие образцы художественного ювелирного дела с использованием самых сложных технических приемов (огранка, ковка, ткачество и др.).
Помимо того, что ювелиры бронзового века мастерски умели обрабатывать металл посредством различных техник, в этот период произошел резкий рост спроса на драгоценные камни, что привело к их массовому использованию в украшениях. Особого внимания в этом отношении заслуживает минерал сардион. В частности, на кладбище Самтавро (в городе Мцхета, Восточная Грузия) было найдено несколько тысяч тонко обработанных бус из этого минерала. Помимо сардиона в бронзовом веке использовали горный хрусталь, агат, оникс и др. Кроме того, среди археологических находок встречаются также коралл и янтарь, которые доставлялись из дальних стран.
В гробницах знати в Армази в окрестностях Мцхеты ученые обнаружили две подвески и плетеные браслеты. А в долине Самтавро была найдена гробница ювелира, погребенного вместе с ювелирными инструментами и отшлифованными камнями. Украшения, обнаруженные в некрополе, свидетельствуют о высокой технике обработки камней и тесных торговых связях Мцхеты с другими странами.
Колье, состоящее из 30 небольших бусин в виде черепах и одной крупной центральной черепахи, ученые относят к V веку. Именно в этот период, по их мнению, мастера начинают использовать акцентные элементы в центральной части украшения. Черепахи выполняют не просто декоративную функцию – это один из символов плодородия того времени. Их использование в колье считается первым подобным изображением, появившимся в Грузии.
Век за веком ювелирное искусство в Грузии эволюционировало. Со временем золото стало уступать место другим украшениям, например, инкрустации из цветной эмали. Техника создания цветной перегородчатой эмали до сих пор используется грузинскими мастерами и называется «минанкари».
Но расцветом ювелирного искусства Грузии считается период правления царицы Тамар. Фрески, сохранившиеся на стенах церквей той эпохи, подтверждают уровень популярности украшений. Ярким примером мастерства ювелиров является, в частности, подвеска-крест самой царицы. Золотой крест был украшен пятью плоскими рубинами, четырьмя изумрудами и шестью жемчужинами. На обратной стороне креста была надпись, которая сообщала, что его владелицей была Тамар. После смерти царицы крест вставили в ставротеку, украшенную перегородчатой эмалью, и как одну из святынь передали на защиту Гелатскому монастырю. Там он хранился до 1921 года, пока его вместе с другими музейными ценностями не вывели во Францию. Но в 1945 году сокровище было возвращено в Грузию.
Средневековая Грузия имела тесные торговые связи с Ираном, Византией, Арменией, Египтом, Китаем, Русью и многими другими странами. Из мусульманских регионов везли различные виды тканей, масла, сахар, драгоценные камни и металлы. «Греческие» ткани и ювелирные изделия импортировались из Византии. А с XIV по XVIII века ювелирное дело грузинских мастеров оказалось под сильным влиянием сефевидского Ирана с одной стороны, и европейской культуры – с другой.
Личные украшения Екатерины Чавчавадзе, дочери Александра Чавчавадзе, жены князя Самегрело Николоза Дадиани, подтверждают, что в XIX веке Тбилиси оставался крупнейшим центром ювелирного ремесла не только Грузии, но и всего Кавказа. Это и диадемы, и браслеты, и подвески с серьгами. Обилие бирюзы говорило о влиянии иранских традиций, а роспись эмалью, что было относительно новым явлением в то время в грузинском ювелирном деле, – о влиянии России.
Второй по величине центр ювелирного искусства тогда находился в Ахалцихе. Как отмечает Георгий Каландия, работы местных мастеров славились изысканностью и филигранностью. Особенно ценились серебряные пояса и полые украшения.
«В этой местности [Ахалцихе, Месхети] была большая школа по изготовлению грузинских поясов. По этому аксессуару в тот период можно было понять социальный статус человека. Например, грузинские князья носили очень изящные пояса, а купцы и торговцы любили пояса большого размера, украшенные драгоценными камнями».
Многие современные грузинские ювелирные бренды и сегодня вдохновляются старинными техниками изготовления украшений. Один из таких брендов – Kebzari, принадлежащий Луарсабу Тогонидзе. Специализация Kebzari – серебрянные кольца, массивные подвески, серьги старинных форм, браслеты, пряжки, кожаные сумки, шелковые платки.
Еще одна грузинская марка – Natia x Lako – результат коллаборации двух дизайнеров Натии Хуцишвили и Лако Букия. Они часто используют фигуры змей, львов, черепах, оленей в том виде, в каком их изображали на древних украшениях, но несколько интерпретируя на современный лад.
По-прежнему грузинские ювелиры активно используют и технику цветной перегородчатой эмали «минанкари». Традиционная расписная эмаль является визитной карточкой грузинского бренда украшений Ketevan Saqareli.