По мере того, как США сворачивают свою операцию в Афганистане, талибы усиливают натиск на правительственные силы: в понедельник стало известно, что они окружили важный центр, город Газни, и вошли в его пригороды; тем временем командующий силами США в Афганистане генерал Остин Миллер символически сдал свой пост.
Как сообщают в понедельник мировые агентства со ссылкой на местные власти, отряды радикального исламистского движения «Талибан» (признано в России экстремистским и запрещено) окружили город Газни — центр одноименной провинции, лежащей к юго-западу от Кабула — и ведут бои в его пригородах.
«Ситуация в Газни очень тяжелая. Талибы укрываются в жилых домах и стреляют по правительственным силам, и это очень усложняет действия правительственных сил против талибов», — цитирует агентство Рейтер члена совета провинции Газни Хасана Резаи.
Газни расположен на дороге, ведущей из Кабула на юг, в провинцию Кандагар и далее в Пакистан. Там продолжаются бои за город Кандагар.
- «Талибан» — запрещенный в России — снова едет в Москву на переговоры
- Историческое соглашение: США и талибы договорились о сроках вывода американских войск из Афганистана
«В последние четыре дня талибы атакуют Кандагар с запада. Афганские силы безопасности, включая спецназ, пытаются их отбросить», — цитирует Рейтер участника боев и бывшего депутата парламента Хамидзая Лалая. Минобороны Афганистана говорит, что наносит по талибам авиаудары и проводит наземные операции, и в целом, как уверяет министерство, ситуация в Кандагаре остается под контролем правительства.
В воскресенье правительственные силы при поддержке авиации отбили атаку талибов на город Талукан — центр провинции Тахар на границе с Таджикистаном.
За несколько дней до того талибы вошли в Калаи-Нау — административный центр провинции Бадгис на границе с Туркменистаном, но были выбиты оттуда.
Пока талибы не взяли ни один из административных центров афганских провинций, но быстро развивают наступление вокруг них, беря под контроль менее крупные города, села и целые районы.
В июньском докладе Совета Безопасности ООН говорилось, что «Талибан» контролирует 50-70% территории Афганистана вне крупных городов и 57% районных центров.
Это наступление талибы развернули после того, как новый президент США Джо Байден в апреле объявил, что Америка выведет свои части из Афганистана к 11 сентября этого года.
В понедельник в Кабуле прошла церемония, символизирующая конец 20-летней войны США в Афганистане: командующий американским контингентом в этой стране генерал Остин Миллер официально оставил свой пост.
Большая часть американских сил покинет Афганистан к концу лета, но небольшой контингент под командованием контр-адмирала Питера Вейсли все же останется: он будет охранять посольство США и аэропорт в Кабуле.
Техническую поддержку афганских правительственных сил, в том числе обслуживание авиации, будет обеспечивать базирующийся в Катаре бригадный генерал Кёртис Баззард.
Кроме того, США намерены и после ухода бороться с террористическими исламистскими структурами в Афганистане, а для этого при необходимости наносить по ним авиаудары.
В начале прошлого года США заключили с талибами мирное соглашение, согласно которому «Талибан», в частности, обещал, что не позволит членам «Аль-Каиды» и «Исламского государства/ИГИЛ» (организации, признанные экстремистскими и запрещенные во многих странах, включая Россию) использовать территорию Афганистана как базу для организации акций против США и их союзников. Это соглашение в любом случае уже фактически разорвано.
На прошлой неделе переговоры с «Талибаном» в очередной раз провело и российское руководство в лице спецпредставителя российского президента по Афганистану Замира Кабулова. Как объявил российский МИД, на встрече «была подчеркнута твердая решимость группировки бороться с угрозой ИГИЛ в Афганистане и искоренять наркопроизводство на территории страны».
США, однако, не верят, что талибы и в самом деле будут мешать «Аль-Каиде» и тому подобным организациям организовывать теракты из Афганистана.
По оценке экспертов ООН, в Афганистане находятся 8000-10000 иностранных боевиков, исламских радикалов, и со многими из них талибы тесно сотрудничают и поддерживают дружеские отношения.