Когда Параджанова осудили в первый раз, режиссер спасался в тюрьме тем, что создавал небольшие зарисовки из жизни. Но когда у него забрали карандаши и запретили рисовать, в ход пошли крышки от кефира, который на зону присылал ему легендарный Феллини.
Поначалу итальянские друзья Параджанова – Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра – собрали 40 тысяч долларов, чтобы передать их в Союзкино с просьбой улучшить условия пребывания режиссера в тюрьме. Но Союзкино дар отвергло, заявив, что в СССР все отбывают срок в равных условиях. Поэтому Феллини регулярно отправлял Параджанову посылки с продуктами, в том числе и бутылки кефира, на которых были крышки из фольги.
На этих крышках режиссер своими ногтями выцарапывал профили великих людей и заливал их смолой. Так появились «медали Параджанова». Однажды одна из его поделок с профилем Пушкина попала к Феллини, и тот решил сделать из нее серебряную медаль, которая впоследствии стала главной наградой на кинофестивале в Римини. В разные годы ее получали Марчелло Мастроянни, Софи Лорен и Милош Форман.
В тюрьме Параджанов также шил из мешковины и делал коллажи. А на 8 марта своей приятельнице Лиле Брик режиссер смастерил «букет» из проволоки и остатков носков.
Рождение Параджанова-режиссера
Любовь к творчеству Сергею Параджанову привили его родители. От отца он унаследовал любовь к красоте и изяществу, художественный талант, а от матери – артистизм и энергетику, страсть к театрализованности.
Сергей, или как его еще называли дома Саркис, родился 9 января 1924 года в Тбилиси. Мальчик был долгожданным сыном для родителей, после двух дочерей – Анны и Рузанны. Детство Параджанова прошло в атмосфере, напоминающей музейный антураж и лавку старьевщика одновременно. Поскольку отец семейства был антикваром, повсюду в доме стояли дорогие статуэтки, старая утварь, ковры, картины и фотографии – все это режиссер сохранил на долгие годы.
Многие знакомые Параджанова даже шутили, что он «живет внутри натюрморта».
После школы Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта, но быстро понял, что выбрал профессию не по душе. Его тянуло к творчеству, поэтому Сергей подал документы в Тбилисскую консерваторию на вокальное отделение и в хореографическое училище при Оперном театре. Поступив в оба, Параджанов умудрялся учиться сразу в двух заведениях одновременно.
Но после войны, в 1945 году, будущий мэтр перевелся из Тбилисской консерватории в Московскую. Войдя в творческую жизнь столицы СССР, Сергей знакомится с кинематографом. Завороженный им, он оставил консерваторию и поступил во ВГИК на режиссуру.
Здесь Параджанов создал свои первые картины: молдавскую сказку «Андриеш» (1954), социальную драму «Первый парень» (1958), мелодрамы «Украинская рапсодия» (1961) и «Цветок на камне» (1962). Но ни одной из этих работ мастер не был доволен в полной мере.
Более осмысленно работой режиссера стала картина «Тени забытых предков», вышедшая на экран в 1964 году. В основу сюжета легла гуцульская история Ивана и Марички, перекликающаяся с судьбами Ромео и Джульетты. Любовная драма разворачивается на фоне колоритной этнографической пестроты гуцулов (этнографической группы украинцев в Карпатах). Картина имела большой успех не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Телеграммы со словами восхищения и поздравлений режиссеру присылали Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Акира Куросава. Фильм получил 28 призов в 21 стране. В их числе – награды на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, премия Британской академии, призы на фестивалях в Риме, Мар-дель-Плате, Салониках и др.
Софико Чиаурели в фильме Параджанова «Цвет гранатаУспех вдохновил режиссера на ленту «Киевские фрески». В картине Параджанов отказывается от всех ограничений, и даже от актерских диалогов, что, правда, пришлось не по нраву чиновникам. Поэтому, понимая, что в Украине ему не дадут работать, режиссер оставил картину неоконченной и уехал в Ереван. Там он начал работу над фильмом о поэте-песеннике XVIII века Саят-Нове. Судьба у картины была непростой – поначалу ее производство было одобрено художественным советом, но после окончания съемок, когда режиссер был замечен в ряде антигосударственных высказываний, комиссия усмотрела в ленте «грубое искажение образа поэта и чрезмерное проявление мистицизма». Ленту вернули на доработку, которую делал уже не Параджанов. Позже работа вышла под названием «Цвет граната».
После этой истории режиссер решил вновь вернуться в Киев, где из-за запрета на съемки начал писать сценарии к фильмам. Но после публичной критики партийного руководства и осуждения цензуры в 1971 году Параджанов вновь в поле зрения партии. Уже на следующий год были остановлены съемки его картины «Интермеццо», а еще через год режиссер попал под следствие.
Lady Gaga в образе Софико Чиаурели: певица сняла клип по мотивам фильма Параджанова
Уголовные преследования и арест
Еще в молодости Параджанов часто выступал в поддержку творческой интеллигенции, преследуемой за прогрессивные идеи, поддерживал диссидентов-шестидесятников, за что позже не был выпущен за границу, а в 1968-м выступил против цензуры фильма «Андрей Рублев», а также подписал «Письмо-протест 139» против политических судебных процессов в Украине. Поэтому режиссер давно был «на крючке» у КГБ, и в 1973 году, после очередной протестной речи, Параджанова арестовали, предъявив «обвинения в мужеложестве и организации притона». По свидетельствам очевидцев, дело было наспех состряпано на основе анонимного доноса. Режиссера приговорили к пяти годам лишения свободы.
Время заключения в тюрьме Параджанов позже вспоминал как страшное испытание, в котором было все: и побои, и голод, и унижение, и попытка суицида.
Параджанова выпустили через четыре года. За его освобождение тогда выступили многие деятели культуры. Но считается, что освобождению режиссера больше всего посодействовало вмешательство французского литератора Луи Арагона, который лично обратился к Брежневу. Он сделал это по просьбе своей супруги Эльзы Триоле, родной сестры Лили Брик.
Выйдя из заключения, Параджанов вернулся в Тбилиси, так как посещать Москву, Ереван и Киев ему было запрещено. Правда, в 1981 году режиссер все же решается поехать в столицу СССР на спектакль Юрия Любимова «Владимир Высоцкий», где вновь выступил с критикой в адрес правительства.
На этот раз режиссеру предъявили обвинение в даче взятки должностному лицу. И в феврале 1982-го мэтра вновь посадили в тюрьму. На этот раз арест вызвал еще больший резонанс общественности, и после обширной кампании деятелей культуры по освобождению Параджанова, спустя девять месяцев тот вышел на свободу.
Мировое признание и смерть
Вернувшись в дом своих родителей, Параджанов вновь начал творить. В 1987 году режиссер приступил к работе над фильмом «Ашик-Кериб» по мотивам сказки Лермонтова. Ленту он посвятил памяти своего умершего друга Андрея Тарковского.
В том же году мэтр принимает участие в Роттердамском кинофестивале, где получает приз за лучший инновационный фильм. К Параджанову приходит мировая слава, а гостями в его тбилисском доме становятся Марчелло Мастроянни, Ив Сен-Лоран и другие. На Стамбульском кинофестивале он получает Почетный приз жюри за фильм «Ашик-Кериб». В своей речи Параджанов выступил за мир между армянами и азербайджанцами и против разгорающегося карабахского конфликта.
В 1989 году Параджанову предложили работу на киностудии «Арменфильм». Там он планировал снять фильм-автобиографию «Исповедь», сценарий к которому был начат еще в 69-м. Было отснято 300 метров рабочей пленки, но первый съемочный день оказался последним. На следующий день режиссер начал кашлять кровью, ему диагностировали рак легких. Он был госпитализирован и прооперирован в Москве. Но операция прошла неудачно и опухоль вновь дала метастазы.
Параджанов вернулся в Тбилиси, где его состояние постепенно ухудшалось. Несмотря на то, что сил оставалось мало, в конце года режиссер все же решил посетить кинофестиваль в Лиссабоне. Оттуда он отправился уже в Ереван, в дом своей университетской подруги Галины Мисакян, которая стала ухаживать за ним.
В конце мая 90-го президент Франции Франсуа Миттерана пригласил режиссера на лечение в Париж. Но было уже поздно. 20 июля медицинский борт доставил режиссера из Парижа в Ереван, где он в тот же день умер. Со дня смерти Сергея Параджанова прошел ровно 31 год.