«Культурная революция»
Александр Чаховский, исполнительный директор фонда «Белорусский совет по культуре» (Belarusian Council for Culture)
В сентябре прошлого года Александр был вынужден переехать из Беларуси в Вильнюс. За границей он стал одним из соучредителей фонда, который сейчас называется «Белорусский совет по культуре». Это был ответ на репрессии и жесткость, которые применялась по отношению к деятелям культуры внутри страны. Организация зарегистрирована в Эстонии, а ее сотрудники находятся в разных уголках мира.
О фонде:
«Было очень много случаев, когда людей из творческой сферы за их взгляды незаконно увольняли, арестовывали, создавали такие условия, что они были вынуждены уезжать. И мы решили, что нужно что-то делать, потому что, как известно, культура – есть нация. То есть, если они преследуют деятелей культуры, уничтожая, тем самым, культуру, значит, они уничтожают и нацию. И мы не можем этого допустить. Мы начали оказывать финансовую, юридическую и психологическую помощь этим людям».
О русификации белорусской культуры:
«Мы верим, что в нашей стране рано или поздно наступит демократия, но пока этого не произошло, мы решили поддерживать тот аспект, который дает силу белорусам, чтобы продолжать мирный протест и поддерживать друг друга, то есть поддерживать культуру. Благодаря этому люди стали больше ценить свое национальное творчество, язык, символы, стали больше узнавать о наших артистах.
Последние годы ощущалось сильное влияние России, поэтому и культурная повестка чаще всего была пророссийской. Условно говоря, у нас есть замечательные белорусские артисты, но их мало кто знает в силу той культурной политики, которую проводит государство. И тут произошел своеобразный культурный переворот – наряду с политической революцией произошла и культурная. А так как все больше белорусов ежедневно вынуждены покидать свою родину, но не хотели бы терять свою культурную идентичность, наша организация решила создать такой праздник, как Международный день белоруской культуры, который бы проходил в разных уголках мира, где живут белорусы».
Вышивая протест: работы белорусской художницы стали символом восстания
«Культура – самое сильное оружие»
Алесь Денисов, лидер группы «Дзецюкi»
Гродненский музыкант Алесь Денисов свои песни в основном исполняет на белорусском языке. Периодически выступления его группы подвергаются в Беларуси запретам. Алесь был одним из тех деятелей культуры, кто поддержал манифест творческих деятелей, акцию Культпротест.
О силе культуры и белорусской идентичности:
«Действительно, в последние годы у нас ощущалось сильное влияние российской культуры. Думаю, это проблема многих постсоветских стран. Но нужно понимать, влияние есть всегда. Я сам рос в Гродно, где ощущалось влияние польской культуры. Я слушал польскую музыку, рок. Но сегодня культура – это самое сильное оружие, сильнее винтовки или автомата. И не всегда это влияние может иметь позитивный контекст.
Конечно, нам еще далеко до белорусской идентичности, много всего было упущено, но мы возвращаемся к этому. Ведь для любой нации нет ничего важнее, чем иметь свою культуру и идентичность, которая приводит тебя к истокам и отражает национальную идею. Наша группа, например, старается исполнять музыку на белорусском языке, используя при этом какие-то исторические события, в том числе и из истории Беларуси».
«Прорвавшееся чувство свободы – это неповторимо»
Владимир, музыкант и поэт
*Фамилия не указана в целях его безопасности и безопасности его близких
Владимир был одним из тех представителей деятелей культуры в Беларуси, кто с начала протестов активно выражал свою политическую позицию. Он был дважды задержан сотрудниками правоохранительных органов на протестных акциях.
Об атмосфере в стране:
«Наиболее верное описание ситуации – жизнь сейчас похожа на жизнь при оккупации. При этом странно, что оккупанты не извне, а свои же, белорусы, но ведут себя они именно как захватчики. С помощью только оружия удерживается страх в обществе. Еще летом 2020 года общество показало, что реальное большинство – за перемены. И это никуда не денется, затолкать назад эти настроения уже невозможно. Каким-то образом заставить временно замолчать можно. Но в плане настроений не многое поменялось с лета 2020-го. Надежда остается, хотя действительно, много людей в депрессии, многие уезжают и не по своей воле. Есть и те, кто просто устал, ведь атмосфера страха тоже влияет на все общество».
Беларусь: маска идеальной стабильности и винтики режима. Истории трех белорусов
Про отражение протестов в творчестве:
«Лето и осень 2020 года – это был период подъема, когда, условно говоря, улицы были наши, несмотря даже на задержания и насилие. В тот момент это влияло и на творчество, хотелось отзываться безусловно. Мне кажется, многие из музыкантов, поэтов, художников отзывались на это. Может это не всегда были гениальные произведения на века, но здесь и сейчас нужно было говорить с людьми на понятном им языке. И как-то передавать эту эмоцию, которая тогда была на языке.
Если ты 26 лет живешь в условиях, когда выжигается все независимое, даже на уровне мысли, то это чувство свободы, которое прорвалось, оно неповторимо. Но, когда ближе к зиме все пошло на спад, то в творчестве скорее стала преобладать рефлексия. Если до этого было точное отражение действительности, некоторые творческие люди примерили на себя несвойственную им роль, то теперь все понемногу возвращаются к самим себе. Кто не в депрессии, начинает более глубоко оценивать происходящее. Происходит более глубокое художественное осмысление. Хотя, конечно, речь все равно в первую очередь идет о насилии. Мне кажется, творческие люди поэтому и существуют, чтобы выражать и осмысливать происходящие в обществе процессы».
Про цензуру и преследования творческих деятелей:
«На самом деле, есть и те, кто пишет без цензуры, но большинство из них уже уехали из страны. Сейчас процессы в обществе такие активные, что, если ты не пишешь что-то прямо в лоб, условно «агитки» лозунговые, а рефлексируешь, то пока тебе могут ничего и не сделать. Пока я знаю только один случай, когда за оскорбление президента в треке его автор получил тюремный срок. Там было в открытую оскорбление Лукашенко. Но эта наша новая белорусская реальность, когда мы говорим: «Всего лишь одного посадили». Дело скорее всего в том, что они пока просто не добрались до художников, и им хватает активных граждан и политиков.
Была охота на музыкантов, когда осенью были очень популярны дворовые инициативы – люди собирались по районам, приглашали музыкантов, лекторов. А потом власти начали с этим бороться и практически за одну неделю задержали основную массу этих музыкантов. Сажали на 15-20 суток. И они как-то эту волну погасили. И, конечно, тот, кто более открыто говорит, в основном уже за границей. Но они в некоторой степени являются и нашим рупором. Мы не можем тут многое написать, сказать, но мы все еще можем поставить лайк под этим и так выразить свою позицию».