Пока российской певец Лев Лещенко отдыхал в Грузии в пятизвездочном отеле миллиардера Бидзины Иванишвили, российского журналиста, корреспондента неподконтрольного Кремлю СМИ Илью Азара не пустили в Грузию. Оба российских гражданина в разное время нарушали закон «Об оккупированных территориях Грузии». Почему один и тот же закон в Грузии работает по-разному, выясняла Диана Шанава.
Московский гость Иванишвили
25 июля в СМИ появилась информация о том, что приближенный к российской политической элите певец Лев Лещенко находится в Грузии. Он остановился в принадлежащей Бидзине Иванишвили гостинице Paragraph в курортном поселке Шекветили. По словам гендиректора телеканала Mtavari Arkhi Ники Гварамия, принимали певца на самом высоком уровне. Якобы, миллиардер лично поручил заняться досугом гостя из Москвы мажоритарному депутату Мтацминда-Крцанисского района Беке Одишария и брату жены премьера Ираклия Гарибашвили Лексо Тамазашвили. Также в Батуми, по информации Mtavari Arkhi, специально для Лещенко закрыли ресторан Askaneli.
Возможно, ничего особенного в этом визите и не было бы, если б не одна важная деталь. Лещенко нарушил «Закона об оккупированных территориях» — в 2013 году он выступал в Сухуми по случаю празднования «Дня независимости» не без помощи Москвы отколовшегося от Грузии региона Абхазии.
Появившуюся информацию о приезде Лещенко в Грузию прокомментировала министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава. По ее словам, власти приветствуют визиты туристов, в том числе российских.
«Разъяснения на тему, было ли нарушено законодательство, сделают Пограндепартамент и соответствующие ведомства. Насколько я знаю, это не так, но я не специалист. Как министр экономики могу сказать, что мы приветствуем – а сегодня особенно – туристов из разных стран, в том числе наших соседей, в том числе – российских туристов», — сказала Турнава.
На следующий день министерство внутренних дел Грузии, комментируя сообщения о том, что в страну был допущен человек, нарушивший «Закон об оккупированных территориях», поспешило успокоить возмутившихся граждан и сообщило, что российский певец уже покинул Грузию.
Лещенко известен поддержкой официально курса Москвы, в том числе по вопросу Крыма. В 2014-м Лещенко подписал коллективное обращение к российской общественности от имени деятелей культуры в поддержку позиции Путина по Украине и Крыму, впоследствии Киев включил его в свой санкционный список. Лещенко запрещен въезд в страну. В январе 2018 года Лещенко был также доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах.
Закон «Об оккупированных территориях» был принят Тбилиси после августовской войны 2008 года. Согласно этому закону иностранным гражданам разрешено проезжать на неконтролируемые грузинскими властями территории Абхазии и Южной Осетии лишь через зугдидский (через реку Ингури) и горийский (Эргнети) муниципалитеты. В других случаях им грозит штраф или тюремное заключение от 2 до 4 лет.
По данным МВД, Лещенко беспрепятственно смог попасть в Грузию, поскольку на паспортном контроле при въезде не было выявлено каких-либо проблем, а также в паспорте певца не было зафиксировано штампов о въезде или выезде с оккупированной территории.
Пропустить нельзя депортировать
Но отсутствие штампа в последнее время не является гарантом того, что человек не нарушал «Закон об оккупированных территориях». На пропускном пункте, который проходит по реке в Псоу, никогда не ставили печать о пересечении границы. Тем более что россияне могут въезжать в Абхазию и Южную Осетию по внутренним паспортам.
Не было штампа в паспорте о посещении оккупированной территории, и у журналиста «Новой газеты» Ильи Азара, которого несколько дней назад грузинская пограничная служба не пустила в Грузию. Как утверждал журналист либерального СМИ, ему не объяснили причин отказа во въезде. При этом он опубликовал фото соответствующего документа. На нем галочкой был отмечен стандартный пункт: «Не удовлетворяет прочие требования, установленные законодательством Грузии».
Российский журналист прилетел в Тбилиси 23 июля через Стамбул, но «оказался в итоге там же, откуда вылетел — в Москве», пишет он в соцсетях. В Грузию Азар приехал в командировку, «писать о конфликте «двух Грузий» — прогрессивной проевропейской и ультраконсервативной».
Позже Илья Азар сообщил, что согласно информации его коллег из различных источников в Тбилиси, причиной отказа послужило посещение журналистом Абхазии в 2020 году, куда тот ездил в командировку. Туда журналист въехал не так, как того требует грузинское законодательство.
При этом в 2018 году российский журналист уже посещал беспрепятственно Грузию после рабочей командировки в Абхазию и ЮО, но проблем на границе в тбилисском аэропорту у него не возникало. Об этом Илья Азар рассказывал в интервью нашему изданию.
Азар признал, что нарушил существующий закон, но отметил, что «журналист в силу специфики своей работы часто должен оказаться на месте событий максимально быстро и не всегда может потратить, например, двое или более суток на поездку в Крым через Украину (вместо нескольких часов прямого полета из Москвы), если тема срочная». А также он отметил, что, по его мнению, Грузия и сама должна быть заинтересована в объективной информации либеральных СМИ из этих мест.
Как позже написал Илья Азар в своих социальных сетях закон «Об оккупированных территориях» по факту чаще всего применяется против профессиональных журналистов, «которые вынужденно «саморазоблачаются» своими статьями» и публичных лиц, но для последних, как он отметил, благодаря «полезным связям», часто делают исключения, как и произошло со Львом Лещенко.
(Не)работающий закон?
В грузинских СМИ все чаще стала появляться информация о том, что в страну беспрепятственно приезжают российские публичные личности, нарушившие закон «Об оккупированных территориях». Одним из самых известных нарушителей этого закона был бывший мэр Москвы Юрий Лужков, посетивший Грузию с супругой в мае 2017 года.
На вопрос о том, как так получилось, что Лужков, посещавший как Южную Осетию, так и Абхазию еще в должности мэра Москвы, беспрепятственно приехал в Грузию, в грузинском МВД заявили, что в его паспорте не было данных о посещении отколовшихся регионов. Не было информации и в соответствующей базе, которая была создана после вступления в силу закона об оккупированных территориях.
Не начали тогда и следствия в отношении Лужкова из-за истечения срока давности, так как с момента посещения им Абхазии и Южной Осетии прошло более шести лет. В МВД также пообещали, что бывший мэр будет внесен в список нежелательных лиц и больше не сможет въехать в Грузию.
Помимо Лужкова посетить Грузию в обход закона «Об оккупированных территориях» удалось и французскому актеру с российским гражданством – Жерару Депардье, известному в Грузии своей позицией по правовому статусу Абхазии.
В 2013 году Депардье посетил Абхазию, тем самым нарушив закон Грузии об оккупированных территориях, запрещающий въезд в регион без разрешения Тбилиси.
Приезд актера тогда широко освещали местные СМИ. В сети также можно было встретить множество видео и фото актера в Гаграх и Сухуми.
Тбилиси тогда обвинил французского актера в нарушении закона «об оккупированных территориях». Но уже в октябре 2013 года Депардье по дороге из Астаны в Баку посетил с недолгим визитом столицу Грузии. Он прогулялся по городу вместе с грузинскими друзьями, а также продегустировал местные блюда и вина. Проблем при пересечении границы у него при этом не возникло.
Тогда руководитель пресс-службы МВД Грузии Нино Гиоргобиани также заявила о том, что в паспорте Депардье не было штампа о посещении Абхазии.
«Соответственно, пограничники не имели права его останавливать на границе Грузии. Юридически должен быть документ, подтверждающий, что он действительно был на территории Абхазии. У него же паспорт был чист», — сказали тогда в МВД Грузии.
В последние годы грузинская общественность все чаще стала говорить о несовершенстве исполнения закона «Об оккупированных территориях», основную проблему, в частности, многие видят именно в избирательности его применения.