В четверг в Королевском суде Лондона прошли слушания по иску «Роснефти» против издательства HarperCollins и журналистки Кэтрин Белтон из-за ее книги «Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и перешел в наступление на Запад».
Российская госкорпорация обвиняет их в публикации порочащих ее репутацию сведений в связи с тем, как в книге описаны несколько эпизодов из ее истории: приобретение активов «ЮКОСа», поглощение «Северной нефти» и первичное размещение акций (IPO).
В книге эти события связываются с обогащением окружения президента России Владимира Путина и давлением на суды и бизнес. Такая трактовка не соответствует истине и является очернением репутации, считают юристы «Роснефти».
Адвокаты издательства, в свою очередь, настаивают, что все приведенные в книге обвинения Михаила Ходорковского и анонимных источников в давлении по делу «ЮКОСа» и выплате «откатов» направлены против главы «Роснефти» Игоря Сечина, Путина или «силовиков» — но не «Роснефти», и у корпорации нет оснований для судебных претензий.
Решение в этом деле будет письменным. Судья Аманда Типплс пообещала опубликовать его в октябре, но не назвала точную дату.
Аналогичные, но не связанные между собой иски к издателю книги подали и три российских миллиардера — владелец лондонского футбольного клуба «Челси» Роман Абрамович и сооснователи «Альфа-Банка» Петр Авен и Михаил Фридман.
Предварительное слушание по иску Абрамовича прошло в среду. На том же заседании было объявлено, что Авен и Фридман достигли соглашения с HarperCollins и отозвали иски; из будущих изданий «Людей Путина» уберут слова об их связи с КГБ, которые издатель признал необоснованными.
- В Лондоне начался суд по искам Романа Абрамовича и «Роснефти» к автору книги «Люди Путина»
- «Люди Путина»: одиссея офицера КГБ, который навсегда остался в Дрездене
Претензии «Роснефти»: дело «ЮКОСа», «откаты» и «Лига Севера»
«Роснефть» обратилась к услугам лондонской юридической фирмы 5RB, которая, кроме прочего, в прошлом году представляла обе стороны в споре герцогини Сассекской Меган Маркл с таблоидами, опубликовавшими ее письмо отцу.
Всего представители госкорпорации усмотрели в книге девятнадцать порочащих предложений. Они считают, что книга описывает приобретение активов «ЮКОСа» как часть стратегии, разработанной их клиентом и осуществленной путем давления на суды и при содействии западных нефтяных компаний и банков. Эта версия — обвинение в организованном грабеже и экспроприации собственности Михаила Ходорковского и его партнеров, говорят адвокаты.
Схожие претензии они предъявляют и к описанию первичного размещения акций (IPO) «Роснефти» на Лондонской фондовой бирже в 2006 году — в том числе к словам Белтон о том, что «это IPO на самом деле вовсе не было IPO. Вместо этого, оно было скорее похоже на частное размещение [акций]».
Они процитировали и слова анонимных источников в книге, которые называют первичное размещение акций их клиента «типичной операцией КГБ» и «упражнением в вымогательстве» — якобы российские спецслужбы давили на инвесторов, чтобы те покупали акции «Роснефти». Все это в компании отрицают и считают порочащим ее репутацию.
Еще один эпизод из истории корпорации, который, по мнению адвокатов, книга описывает в порочащем ее ключе — покупка «Северной нефти» в 2003 году за 600 млн долларов. Белтон пишет, что стоимость компании якобы была ранее оценена во вдвое меньшую сумму, 300 млн долларов, и цитирует бывшего генерал-майора КГБ и топ-менеджера «ЮКОСа» Алексея Кондаурова: «Люди Путина забрали 300 миллионов себе».
Наконец, возмутило корпорацию и упоминание ее в той части, где Белтон цитирует репортажи итальянского издания L’Espresso и американского BuzzFeed о переговорах лидера итальянской правой партии «Лига Севера» Маттео Сальвини с приближенным бизнесмена Константина Малофеева. Журналисты писали, что те якобы обсуждали спонсирование партии из России через схему с участием «Роснефти».
Юристы корпорации жалуются, что в книге не указано, что сама «Роснефть» не хотела участвовать в схеме, и сделка не состоялась.
Аргументы ответчиков: обвинения против Сечина, а не «Роснефти»
Если юристы «Роснефти» частично строят свой иск на том, что раз в книге написано про ее президента Игоря Сечина, значит, все сказанное относится к самой компании, то представители ответчиков говорят, что Сечин в книге фигурирует не только как глава нефтяной корпорации, но и как самостоятельный политический игрок и союзник Путина.
Более того, защитник издателя говорит, что вообще все серьезные обвинения, процитированные в книге, направлены только против Сечина, силовиков, Кремля или Путина — но не корпорации, тем более что часть описанных событий произошла до назначения Сечина ее руководителем.
Он соглашается, что Белтон пишет о давлении на судей в деле «ЮКОСа», но называет это «постыдном поведением господина Сечина», которое никак не относится к «Роснефти».
То же самое касается покупки «Северной нефти» и приобретения активов «ЮКОСа» — адвокат журналистки и издательского дома не спорит, что оба события описаны как крайне сомнительные схемы, но настаивает, что книга связывает их не с действиями «Роснефти», а опять же с Сечиным, Кремлем, российской властью, «КГБ» (имеется в виду ФСБ) или «силовиками» (в книге термин дается без перевода — siloviki).
Подавая иск, «Роснефть» сражается за Сечина, настаивает юрист ответчиков. Он зачитал целый набор отрывков, в которых «силовики» и Сечин обвиняются в давлении на суды и других действиях, но корпорация не упоминается.
«Так почему же «Роснефть» жалуется на это?!» — воскликнул адвокат с возмущением.
Но у него есть и другой аргумент — ссылка на решение английского апелляционного суда от 2002 года, который установил три типа сведений в делах о защите репутации, один из которых — заявление о том, что есть разумные основания для расследования действий истца.
Это касается цитируемых в книге обвинений относительно активов «ЮКОСа» и покупки «Северной нефти», считает адвокат издательства. Наконец, он указывает на то, что в пересказе потенциальной схемы якобы для спонсирования итальянской «Лиги Севера» приводятся слова итальянского политика о том, что сделка не состоялась.