За несколько дней до того, как азербайджанский оппозиционный блогер Гусейн Бакиханов должен был получить документ о статусе политического беженца в Грузии, в центре Тбилиси на него напала группа азербайджанцев. А спустя два дня Гусейна нашли мертвым, но известно об этом стало только спустя две недели. Сообщил о смерти блогера журналист-расследователь Афган Мухтарлы, несколько лет назад ставший жертвой похищения в Тбилиси. По факту гибели Бакиханова возбуждено дело по статье доведение до самоубийства. Но азербайджанские коллеги считают, что за трагедией может стоять Баку.
«Было принято решение о найме гражданина Азербайджана на работу и проходил ознакомительный тур. Он поднялся на крышу гостиницы и спрыгнул. У этого происшествия есть очевидцы». Так юрист компании Ajara Group Автандил Церетели описал трагедию, произошедшую 14 июля в гостинице в центре Тбилиси.
Неубедительными, впрочем, версию представителей отеля и полиции считает Афган Мухтарлы, первым сообщивший о смерти Гусейна Бакиханова в своем Facebook. По его словам, правоохранители хотели замять дело.
«Инцидент произошел 14 июля. Все это время факт смерти скрывался. Сегодня стало известно, что Гусейн упал с 7-го этажа гостиницы, а не из дома, в котором он жил. Юрист отеля объяснил, что в тот день Гусейн был нанят на работу. Во время посещения отеля Гусейну позвонили на 7-м этаже. Он нервно заговорил по-азербайджански и выбросился. Но документов о трудоустройстве нет. Почему проблему скрывают? Кроме того, на 7-м этаже остались телефон Гусейна и сумка с деньгами. Почему человек уронил телефон и сумку с деньгами и прыгнул? Сообщается, что его сопровождали охранники отеля. Почему они никак не воспрепятствовали? После исчезновения Гусейна его начал искать Автандил Маммадов (родственник погибшего, — прим. ред.). А вчера стало известно, что Гусейн мертв. Полиция Грузии, которая официально объявляет даже о самом мелком ДТП, хранила молчание. 12 июля Гусейн подвергается нападению и избиению в центре Тбилиси, 14-го падает с 7-го этажа», – пишет Мухтарлы.
Новые подробности «Тертерского дела». Можно ли искоренить массовые пытки в Азербайджане?
О нападении в Тбилиси сам Бакиханов рассказал в своем последнем, как окажется позже, видео. По словам критика азербайджанских властей, он познакомился с «порядочными на первый взгляд» людьми, которые предложили ему работу. Но первый же рабочий день начался с оскорблений в его адрес.
«Я им эти оскорбления вернул, после чего они назначили мне встречу. Приехали пять человек. Они хотели затолкать меня в машину и куда-то отвезти. Вывести из Тбилиси или из Грузии – не знаю. Это были люди, которые говорили, мол, хорошо, что тебя пытали в Азербайджане, так тебе и надо. Тебя, говорили, надо убить, и мы, мол, тебя убьем. Если сопоставить это с тем, что говорило мне правительство Азербайджана в лице правоохранительных органов, то паззл складывается», – рассказывал Гусейн.
В видео, опубликованном на YouTube-канале Бакиханова за день до его смерти, блогер предположил, что события в центре Тбилиси – либо «игра правительства», либо действительно случайность. В Грузию искать убежище блогер приехал после того, как отсидел 15 суток, как он говорил, «в плену».
В тот день на оппозиционной акции в Баку блогер давал интервью местному изданию, рассказывал, как правоохранители оскорбили его, потому что он был без маски.
«7 мая начался мой ад»
«Я подал жалобу на этот инцидент, но ее не рассмотрели. Когда меня оскорбляли, мне прямо сказали: кому хочешь жалуйся, законы для вас, а не для нас. После этого мне пришлось рассказать об этом в интервью. В этот момент меня жестко задержали и забросили в машину. Тогда начался мой ад. Физические пытки, психологические пытки. Когда меня физически пытали, один душил, другие – били, один бил ногой между ног, другой давал советы, как бить, чтобы я на ногах не стоял. Кто-то предлагал ударить шваброй по голове. Оскорбления не прекращались».
На суде, по словам Гусейна, полицейские советовали ему уезжать из страны, либо его убьют.
«Когда я об этом рассказал судье, тот мне ответил, мол, не надо было интервью давать. Это государство живет тюремными понятиями. Это мафия. Даже в изоляторе временного содержания мне говорили, что знают, как унижать таких как я. Мне говорили, что тем, кто недоволен жизнью в Азербайджане, место в тюрьме. Они открыто говорят, что туда попадают те, кто мыслят иначе», – рассказывал Бакиханов.
Гусейн Бакиханов действительно мыслил так, как могло не понравиться официальному Баку. В своих видеороликах он называл власти Азербайджана «правительством садистов и мазохистов», «безбожными сатанистами» и «чурками». Говорил, что «азербайджанским полицаям и руководителям далеко до армян».
Знакомые Гусейна считают, что его смерть – это одно из звеньев в череде загадочных смертей критиков Баку. В мае 2021 года в Стамбуле из моря извлекли тело молодого азербайджанского активиста Байрама Мамедова, который в свое время был приговорен азербайджанским судом к длительному сроку за наркодилерство, а спустя три года был помилован. Он был активным критиком режима.
В январе 2021 года в Бельгии был найден мертвым Вугар Рзы – гражданин Азербайджана, просивший в Брюсселе убежище. Тело мужчины, объявленного в розыск, было обнаружено в водоканале близ лагеря для беженцев.
Все три «загадочные смерти» азербайджанских мигрантов журналист Афган Мухтарлы не считает совпадением или случайностью.
«Каждый из них был убит, и за этим стоит правительство Азербайджана», — пишет журналист-расследователь.
Дело Афгана Мухтарлы
У Афгана Мухтарлы с властями Азербайджана свои счеты. Его кейс стал предупреждением многим политическим эмигрантам, что в Грузии их безопасность может быть под угрозой. В мае 2017 года журналист был похищен в центре Тбилиси, где жил с семьей. Позже выяснилось, что он арестован в Азербайджане за незаконное пересечение госграницы, контрабанду и оказание сопротивления полиции.
По версии самого Мухтарлы, его похитили в Тбилиси сотрудники грузинских спецслужб, передали азербайджанским коллегам, которые и доставили его на территорию Азербайджана. Журналист утверждает, что его задержали люди в гражданской форме, говорящие по-грузински. Они усадили мужчину в автомобиль и надели на голову мешок. Машина ехала два часа, потом остановилась, и Афгана пересадили в другой автомобиль. Позже была еще одна смена машины, и только в третьем автомобиле люди говорили уже на азербайджанском языке.
В январе 2018 года журналиста приговорили к шести годам лишения свободы. В своем похищении Мухтарлы обвинил не только руководство Азербайджана, но и власти Грузии.
Похищение Афгана Мухтарлы спровоцировало громкий скандал в Тбилиси. Начальник Погранполиции МВД и глава службы контрразведки СГБ были временно отстранены от исполнения служебных обязанностей. 15 июня 2017 года Европарламент принял резолюцию, в которой «решительно осудил похищение Мухтарлы в Тбилиси и его последующее задержание в Баку». Это серьезное нарушение прав человека и закона, заявили в Страсбурге.
В марте 2020 года азербайджанский журналист вышел на свободу и был сразу же доставлен в аэропорт, откуда вылетел в Германию.
Без/опасно
В погоне за безопасностью азербайджанцы, утверждающие, что на родине преследуются за свою оппозиционную деятельность, стали переезжать в соседнюю Грузию. Но и здесь этой безопасности не нашли. Об историях некоторых из них SOVA писала в своем большом материале «Из Грузии с любовью».
Среди них – история корреспондента азербайджанской службы «Радио Свобода» Гульнур Казимовой. За свои критические репортажи ей часто приходилось посещать полицейские участки. Но лишь постоянные угрозы в адрес женщины и ее семьи вынудили ее покинуть Азербайджан.
Искать убежище вместе с семьей она стала в Грузии. Правда, и здесь приходилось менять адрес 11 раз. А в 2015 году человек, представившийся сотрудником Службы безопасности, направил оружие на супруга Гульнур. Позже за семейной парой велась слежка, которую, как удалось выяснить, осуществляли грузинские спецслужбы. Это вынудило семью покинуть и Грузию.
Джамал Али, преследуемый на родине за нелицеприятные куплеты о семье азербайджанского президента, в 2017 году был задержан в Тбилисском международном аэропорту. Его отправили обратно в Германию, где он получил политическое убежище. Объяснений от пограничников Джамал тогда не получил. Но был убежден: грузинские власти действовали по указке Баку.
Члену оппозиционной партии «Мусават» Дашгыну Агаларлы в политическом убежище Грузия отказала. Более того, в марте 2014 года Агаларлы арестовали во время пересечения турецко-грузинской границы. Это случилось после того, как суд в Азербайджане признал его виновным в уклонении от уплаты налогов. В грузинской тюрьме оппозиционер провел шесть месяцев.
В то время Афган Мухтарлы, еще не подозревавший, что его с мешком на голове доставят в руки азербайджанского правосудия, предупреждал: если Агаларлы вернут на родину, тот разделит участь другого оппозиционного активиста – Мехмана Галандарова. Последний в апреле 2017 года по возвращении из Грузии в Баку был арестован, а позднее найден повешенным в СИЗО.