Site icon SOVA

Уроки Молдовы: Грузия между демократией и олигархией

222462614 1309621636101922 2160700099128045091 n политика featured, Ассоциированное трио, Бидзина Иванишвили, Владимир Плахотнюк, Восточное партнерство, Грузинская мечта, Дионис Ченуша, Каха Гоголашвили, кризис Мечты, Майя Санду, Молдова, Торнике Шарашенидзе

Еще в июне три страны-участницы «Восточного партнерства» – Грузия, Молдова и Украина – дали старт «Ассоциированному трио», новому формату сотрудничества с Евросоюзом.

«У наших стран есть много общего, но главное – мы не хотим возвращаться в прошлое. Мы готовы бороться за наше европейское будущее», – подчеркнула президент Грузии Саломе Зурабишвили, поставив подпись под декларацией.

Но спустя буквально месяц правящая «Грузинская мечта» аннулировала важное соглашение, призванное решить внутриполитический кризис в стране. Кроме представителей власти и оппозиции, под дорожной картой подписался и президент Европейского совета Шарль Мишель. А значит, на кону – еще и репутация ЕС.

Европейский совет для решения политического кризиса в Грузии

У решения «Мечты» может быть две причины: глобальная и локальная.

Первая связана с возможным изменением внешнеполитического курса страны. С приходом к власти в 2012 году «Грузинскую мечту», основанную российским олигархом Бидзиной Иванишвили, часто укоряли в промосковских настроениях. Политическая сила с первых дней заявила о желании не раздражать Кремль и пыталась усидеть сразу на двух стульях – разрядить отношения с Москвой и продолжать сотрудничать с Брюсселем. В результате ни на одном из флангов «Мечта» значительных успехов не добилась. Кремль продолжает вести оккупацию, а реформы, призванные приблизить к европейским стандартам, застопорились. События в Тбилиси 5-6 июля, когда флаг ЕС был дважды сорван, а премьер Гарибашвили заявил о необходимости в первую очередь защищать интересы большинства, усилили опасения, что страна разворачивается на Север.

Вторая причина – локальная. Одно из ключевых положений документа предусматривает назначение досрочных парламентских выборов. Это должно было произойти, если на предстоящих октябрьских муниципальных выборах «Грузинская мечта» не наберет 43% голосов. Свою предвыборную кампанию оппозиция начала строить на этом условии, называя голосование в органы местного самоуправления референдумом.

Эксперт по международным отношениям Торнике Шарашенидзе уверен, что, аннулировав соглашение, власти аннулировали шансы на досрочные выборы.

«Грузинская мечта» лишила эти выборы важности. Сейчас они не являются референдумом, как говорили раньше. Оппозиции будет трудно мобилизовать свой электорат. А у «Мечты» появился прекрасный шанс набрать больше 43%. Потому что, даже если после того, как она вышла из соглашения, «Мечта» наберет меньше 43%, легитимность сильно пострадает. Так что, они должны набрать столько. Думаю, они это прекрасно осознают. И лишив эти выборы важности, они добились того, что оппозиционный электорат будет непросто мобилизовать».

В самой «Мечте» заявили, что готовы добровольно назначить внеочередные выборы, даже если наберут 53% голосов. Правда, только в том случае, если по действиям оппозиции они поймут, что политическая система созрела для эффективного коалиционного управления.

На этом фоне для многих пророческими прозвучали слова президента Молдовы Майи Санду, произнесенные на саммите в Батуми, где кстати, среди высоких гостей был и президент Евросовета Шарль Мишель. Молдова, когда-то один из лидеров «Восточного партнерства», была вынуждена поставить на паузу свое демократическое развитие в условиях откровенно пророссийского президента и олигархической формы правления. Все это тормозило интеграцию в ЕС.

«К сожалению, страна погрязла в коррупции. Олигархическая система и прочее привели к тому, что в Брюсселе начали понимать, что мы больше не успешный пример. Реформы остались на бумаге, дискуссии о демократии и антикоррупционных усилиях отправлялись в Брюссель только в красивых отчетах. Страна погрузилась в водоворот, который больше не позволял нам пользоваться возможностями ассоциации с ЕС. Без наказания и санкций Молдова потеряла репутацию. Мы больше не были надежным партнером, нас больше не считали страной, выполняющей взятые на себя обязательства».

Ряд экспертов считает, что в «Восточном партнерстве» происходит рокировка: Грузия ↔ Молдова. И это замечают не только в Тбилиси. Молдавский политический аналитик Дионис Ченуша называет действия «Грузинской мечты» неуважительными по отношению к Брюсселю. В беседе с SOVA он говорит, что такие шаги будут иметь политические последствия, «если ЕС хочет сохранить уважение к себе в Грузии и в регионе».

Фактор олигарха: как ЕС отстаивает Грузию

«То, что сделала партия власти, – это не только выход из политического механизма, который временно разрешил кризис. Она, таким образом, также скомпрометировала местные выборы в октябре и серьезность по отношению к ЕС», – считает Ченуша.

Происходящее в Грузии молдавский аналитик расценивает как продолжение деградации демократических процессов. И причина, по его мнению, не только в «очевидной монополии одной политической силы над механизмами власти»:

«Суть проблемы – это тот факт, что за партией власти скрывается олигарх Бидзина Иванишвили».

Много лет Ченуша пишет о том, что «ЕС и Запад ошибаются, ставя на политические силы в Грузии и на пространстве «Восточного партнерства», за которыми стоят олигархи». И события последних лет в Тбилиси, по его мнению, доказывают эту точку зрения. Политолог видит в них некоторые черты молдавских событий, «когда олигархические партии успешно выдавали себя за проевропейские силы, имитируя реформы и выдавая их за евроинтеграцию» .

«Также можно узнать некоторую склонность к «захвату государства» одним олигархическим кланом в Молдове, во время контроля власти олигархом Владимиром Плахотнюком в 2015-2019 годов. Разница в том, что в Грузии Иванишвили не хочет быть публичным, как это было с Плахотнюком в Молдове, а также в том, что за «захватом власти» в Грузии нет попытки скрыть преступления. Именно эта разница может быть спасательным кругом для Иванишвили, без которого ЕС и США было бы сложно договариваться с «Грузинской мечтой», через свои «да» помогая этой партии получать внешнюю легитимность и, как следствие, выживать в грузинской политике. В любом случае, Запад, и в первую очередь ЕС, должен остановится и проанализировать происходящее в Грузии, и не повторять ошибок Молдовы».

Молдову долгие годы было принято называть мостом между Западом и постсоветским пространством. Евроинтеграцию Кишинев начал раньше Тбилиси. Как следствие – европейский рынок первым открылся именно для Молдовы, равно как и безвизовый режим молдаванам был доступен раньше.

[áмбави] Управляемое насилие: кому нужен грузинский радикализм

 

Но к концу 2015 практически все госинституты оказались в руках неформального правителя и самого богатого человека страны – олигарха и по совместительству лидера крупнейшей партии в правящей коалиции Владимира Плахотнюка. Под его контроль попали госаппарат, суды, Генпрокуратура и Национальный антикоррупционный центр. А его идеи транслировали четыре национальных телеканалов из пяти. Таким образом Молдова, традиционно считавшаяся одним из лидеров демократического развития в пост-СССР, оказалась под контролем одного правителя.

Политическая эволюция в Грузии, с неформальным правителем-олигархом и подвластными институтами, кажется, идет по молдавскому сценарию. Но если сегодня с прозападным президентом Майей Санду Молдова возвращается на путь демократии, Грузия, кажется, постепенно с него сворачивает.

Этими событиями в Вашингтоне и Брюсселе озабочены и уже даже «разозлены». Посольство США в Тбилиси, к примеру, уже не сдерживается в выражениях. С критическими заявлениями выступили Госдеп, члены Сената и Палаты представителей Соединенных Штатов.

«Неспособность продвигать демократию в Грузии может привести к установлению условий для оказания помощи, поставить под угрозу стремление Грузии к членству в ЕС и НАТО и нанести ущерб двусторонним отношениям между США и Грузией. От такого исхода выигрывает только Кремль», – говорится в двухпартийном совместном заявлении американских сенаторов.

Иванишвили и Ко: кто попал в «список друзей Путина»

По словам директора Центра европейских исследований Фонда Рондели Кахи Гоголашвили, Запад прекрасно понимает, что Грузия пока – незрелая демократия. Они видят, что трансформация не завершена, поэтому ожидаемы «всякие неблагоприятные явления». И в вопросах институционального строительства, и в вопросах политики, и в вопросах защиты прав человека.

«Так что я не думаю, что кто-то на Западе строит иллюзии. Они просто видят, что Грузия – такое же государство, как Беларусь, только, возможно, немного лучше в плане демократического развития. Такое же государство, как Украина. У Украины – свои проблемы, у Грузии – свои. И когда они взвешивают плюсы и минусы, то у нас видят меньше рисков, чем в других странах. В Молдове, например, после того, как европейские силы пришли к власти, ситуация значительно улучшилась. Появилось больше перспектив, что она вновь станет лидером в «Восточном партнерстве».

По словам Гоголашвили, у Евросоюза есть политические и тактические наработки, в соответствии с которыми Брюссель и будет действовать.

«Конечно, отношение будет меняться. Возможно даже, что Грузия не получит какие-то транши. Не скажу, что Грузии вообще отменят помощь или наложат санкции. Этого, скорее всего, не будет. Но какое-то ослабление экономической поддержки может иметь место. Они будут стараться вести диалог, вести страну к стабилизации. Думаю, ЕС просто так отвернуться не может. Слишком много политических и энергетических ресурсов и сил заложено. Но им придется проявлять какие-то усилия. Возможно, и жесткие действия в том числе», — говорит Каха Гоголашвили.

Вопрос финансовой помощи, считает Торнике Шарашенидзе, является самым важным, поскольку, если до этого дойдет, «Грузинской мечте» «придется туго».

«Выйти из соглашения, тем более, когда это делает правящая партия, которой полагается быть более серьезной, – так просто это не пройдет. Так что, посмотрим, как поступит ЕС. Если дело дойдет до остановки финансовой помощи, то можно сказать, что «Мечта» вновь промахнулась».

Теперь, когда «Грузинская мечта» пытается любыми методами удержаться у власти, многие аналитики считают: важно удержать самое главное – евроатлантический курс Грузии, сделав традицией мирную передачу власти путем честных и справедливых выборов.

Грузия-Украина: друзья, но не больше

Exit mobile version