В министерстве иностранных дел России накануне 13-й годовщины войны августа 2008 года заявили о готовности Москвы восстанавливать двусторонние отношения с Тбилиси. Замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Александр Бикантов, с одной стороны, выразил заинтересованность российской стороны в налаживании связей в той степени, в какой к этому готовы в Грузии, но с другой повторил главный нарратив Кремля: Абхазия и Южная Осетия – независимые страны, и Тбилиси должен установить с Сухуми и Цхинвали «равноправный и взаимоуважительный диалог».
Заявление Бикантова прозвучало вскоре после того, как ряд стран-членов Совета Безопасности ООН (Эстония, Франция, Ирландия, Норвегия, Великобритания и США), а также Албания призвали Москву вывести свои войска с территорий Грузии и отозвать признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
В Тбилиси на заявление представителя МИД РФ отреагировали неоднозначно. Власти дали понять, что готовы к восстановлению экономических и гуманитарных связей, но не дипломатических. Оппозиция предостерегла правящую «Грузинскую мечту» от заигрываний с Кремлем.
Реакции
«Если что и противоречит добрососедским отношениям между Грузией и Россией, основанным на равноправном и взаимном уважении, так это агрессивная политика России, ее незаконная оккупация грузинских территорий, нарушение территориальной целостности нашей страны и нарушение международно признанных государственных границ».
МИД Грузии
«У нас очень четкая политика в этом вопросе – есть красные линии, связанные с деоккупацией, нашей западной интеграцией. Все, что находится в пределах этих красных линий, в целом можно обсуждать. Это означает, что мы не нарушим красных линий. В остальном – посмотрим, о чем речь».
Ираклий Кобахидзе, председатель «Грузинской мечты»
«Такие послания грузины слышали и раньше. Но для того, чтобы серьезно воспринимать это заявление, важно, чтобы Россия в первую очередь вывела свои войска с территории Грузии. В обратном случае это будет очередным примером распространения дезинформации. Важно, чтобы Россия вывела свои войска, отозвала независимость Южной Осетии и Абхазии и незамедлительно открыла гуманитарные коридоры. А для диалога есть международный формат Женевских переговоров».
Келли Дэгнан, посол США в Тбилиси
«Они пытаются усилить в Грузии антизападные настроения и создать иллюзию, якобы возможно наладить отношения с Россией, что, конечно – если посмотреть на их карту, где Абхазия и Цхинвальский регион отделены от Грузии – является очередным проявлением того, как заявлениями такого типа они пытаются противостоять нашим национальным интересам и вмешиваться в нашу внутреннюю политику».
Теона Акубардия, «Стратегия Агмашенебели»
«Экономическая деятельность, в целом, такие форматы – отношения между людьми, конечно, заслуживают внимания. И люди, в том числе граждане Грузии, не должны страдать из-за то, что Российская Федерация ведет себя плохо. Наша политика не должна быть такой, нельзя наказывать по этой причине людей. Это неправильно и неоправданно».
Михаил Сарджвеладзе, «Грузинская мечта»
«В Москве прекрасно знают, что подавляющее большинство грузин – на моей стороне и требует моего возвращения. Они не на шутку перепугались и сделали это заявление. Так вот, хочу сказать всем: никто не сможет помешать мне вернуться в свою родную страну, чтобы спасти ее от внутренних и внешних врагов и недоброжелателей. Я выполню свой исторический долг. Я слышу голос грузинского народа, и никакой писк Севера не сможет мне помешать. Мы, грузины, очень гордая и свободолюбивая нация, мы со всеми хотим иметь хорошие отношения, но не потерпим разговоров в таком тоне».
Михаил Саакашвили, бывший президент Грузии
«Думаю, и «Грузинская мечта», и другие должны помнить, что такие игры с Россией – ненадежны. Сегодня они могут сказать одно, завтра – другое. Но, в конечном итоге, как до сих пор они не дали ни одним властям Грузии никакого повода быть с ними, так они не дадут такого повода и «Грузинской мечте». Исходя из того, что это – просто государство другого типа».
Яго Хвичия, «Гирчи»
«Если будут возобновлены полеты, это можно только и только приветствовать. Если они имеют в виду что-то другое, то мне сложно комментировать. Наверное, лучше спросить у них самих. В сегодняшних реалиях оккупация значительной части наших территорий – серьезная проблема для нашей страны, для нашего народа. Когда у нас дислоцированы войска другого государства, сделать это [восстановить дипотношения] очень сложно. Есть другой способ решить проблему – вернуть территории. Главное – сделать все это экономическими силами, развитием, образованием, рассудительностью и т. д.»
Каха Каладзе, генсек «Грузинской мечты»
«В то время как Россия не сделала ни шага для того, чтобы выполнить свои обязательства, начать деоккупацию, вернуть беженцев и т. д, или хотя бы приостановить этот процесс [оккупации], представители властей Грузии и «Грузинской мечты» говорят о каких-то соглашениях, гуманитарных вопросах и пр. Это, конечно, тот путь, по которому Грузию ведут, чтобы превратить ее в один из регионов России, в сателлита России. И это никак не отвечает интересам нашего народа».
Гиги Церетели, «Европейская Грузия»