Одним из самых известных мостов в Исфахане – третьем по величине городе Ирана, является мост, который носит название Сио-се-Поль или мост «33 арок». Но мало кто знает, что строился он под руководством Аллахверди Хана Ундиладзе, который являлся представителем этнографической группы грузин, проживающих в Иране – ферейданцев. Ундиладзе смог достичь небывалых высот при династии Сефевидов, а шах Аббас I публично демонстрировал свое искреннее уважение и привязанность к нему.
Уже несколько столетий в Иране, западнее старинного города Исфахан, среди живописных гор Загроса расположен город Ферейдуншахр (или Марткопи), который, так же, как и несколько селений вокруг по большей части населен этническими грузинами, которых называют ферейданцами. Разговаривают они на ферейданском диалекте грузинского языка и исповедуют ислам шиитского толка.
Живут там преимущественно потомки насильственно переселенных из регионов Кахети и Херети в 1616 году грузин, которых по разным оценкам было от 100 до 200 тысяч.
После смерти Надир-Шаха, воспользовавшись политической смутой в Иране, грузины восстали, надеясь вновь завоевать свободу, однако в неравной борьбе были побеждены и во множестве истреблены войсками Карим Хана. Истребление было столь массовым, что и сегодня это событие сказывается на численности ферейданских грузин. Однако, несмотря на серьезное давление, многим все же удалось инкорпорироваться в иранскую политическую систему.
Наиболее яркий пример тому – семейство Ундиладзе, достигшее значительных высот при династии Сефевидов. Первый известный член этой семьи – Аллахверди Хан. Аллахверди родился в христианской семье рода Ундиладзе в Грузии, в ходе одной из кавказских кампаний персидского шаха Тахмаспа I, как и многие его единоверцы, был захвачен в плен. После этого Алахверди Хан принял ислам, чтобы пройти подготовку для службы в армии голам – особой военной структуре, состоящей из пленных ранее христианского вероисповедания, которая была создана немногим позже Аббасом I и была призвана противостоять могуществу кызылбашей, составлявших ядро военной аристократии Сефевидов.
Служебные успехи при шахе Аббасе I
Искандар Бег Мунши, придворный историк Сефевидов того времени, описывал Аллахверди, как «одного из самых влиятельных государственных деятелей, занимавших пост при этой династии», и «человека великого терпения, скромного и целомудренного». А Шах Аббас I продемонстрировал свое искреннее уважение и привязанность к нему, лично руководя организацией похорон после его смерти, а также отправившись к нему домой на следующий день, чтобы выразить личные соболезнования его семье. Но до этого Аллахверди Хан своей преданной службой доказал шаху свою верность.
В 1589 году Аллахверди принял участие в убийстве могущественного министра (вакиля) и правителя Моршед-Холи хана Остаглу, тайно приговоренного к смерти шахом Аббасом I. В результате чего он становится султаном и правителем Джорфадегана (ныне Голпаеган) близ Исфахана. Но на этом успехи Аллахверди не заканчивались, его назначают командующим армией голам. Таким образом, к 1595 году Алахверди Хан становится одним из пяти главных офицеров в администрации Сефевидов. В том же году шах Аббас I назначает его губернатором Фарса, что сделало его первым голамом, достигшим равного статуса с эмирами Кызылбашей. Этот акт также ознаменовал начало правления в больших провинциях назначенных шахом офицеров, которые заменили полуавтономных и часто своенравных эмиров кызылбашей.
С каждым годом успехи Аллахверди становились все значительнее. В 1596 году его перевели на должность губернатора Кохгилуе. А в 1597 году ему удалось подавить восстание двух кланов племени Афшар, вместе с некоторыми Лурами и арабскими племенами, которые восстали в Рамхормозе. В следующем году в качестве главнокомандующего Аллахверди Хан сыграл важную роль в освобождении Герата от узбекских племен. Этот успех сделал Аллахверди Хана к 1600-му году одним из самых могущественных людей в Персидской империи.
Примерно в этот же период, по совету английского джентльмена сэра Роберта Шерли, он реорганизовывает армию и усиливает ее, увеличив численность войск голамов с 4 тысяч до 25 тысяч. Аллахверди также возглавлял персидскую армию в ряде нескольких успешных кампаний как на восточных, так и на западных границах империи Сефевидов, включая завоевание Бахрейна в 1601-1602 годах.
В 1605 году, во время Османско-сефевидской войны, именно Аллахверди удалось осадить османский город Ван. Также он принимал участие в битве при Суфии, где Сефевиды нанесли османам решительное поражение.
Смерть и погребение Аллахверди
Аллахверди Хан умер 3 июня 1613 года во время визита в Исфахан. Его смерть очень опечалила Аббаса I, который лично сопровождал его носилки к месту, где омывались тела умерших. Шах также посетил дом Аллахверди Хана в Исфахане и выразил свои соболезнования его семье. После чего назначил сына Аллахверди Имам Кули Хана правителем Фарса. Аллахверди похоронили в богато украшенной гробнице в Мешхеде. Его могила в знак уважения была построена рядом со святыней Имама Резы, что отражало положение и статус этого человека в империи Сефевидов. Гробница стоит там и по сей день. У Аллахверди был еще один сын по имени Дауд Хан, который впоследствии стал губернатором Гянджи и Карабаха. Он также поддерживал очень тесные связи с Грузией.
Расправа над родом Ундиладзе
Влияние семьи Ундиладзе начало ослабевать после смерти Аббаса I в 1629 году. Новый шах Сафи, крайне подозрительно относившийся к фаворитам Аббаса, прибег к кровавым репрессиям, которые проходили не без участия его новых министров среди которых был наставник шаха Хосров Мирза (Ростам Хан) – грузинский князь из династии Багратиони, принявшего ислам.
В конце 1632 года Имам Кули Хан и два его сына были убиты, а их владения переданы шаху. Это также стало началом расправы над остальной частью семьи Аллахверди. Положение достигло апогея к 1633 году, когда Дауд Хан Ундиладзе, недавно отстраненный от должности в меджлисе, перешел на сторону Грузии и присоединился к своему родственнику Теймуразу I в восстании против гегемонии Сефевидов. Сыновья Дауд Хана попали в плен. Сам Дауд под давлением персидских войск в Грузии бежал в Османскую империю. И хотя род Ундиладзе был почти полностью истреблен, преемственность линии продолжил Джафар Коли, внук Имам Кули Хана от его дочери.
След рода Ундиладзе в иранской культуре: строительство моста Сио-се-Поль
Помимо проведения военных реформ в армии, семья Ундиладзе оставила видимый след и в иранской культуре. Их покровительство искусству и образованию, а также рвение к строительству привели к появлению нескольких ярких памятников архитектуры Сефевидов, особенно в Ширазе и Исфахане.
Аллахверди Хану приписывают участие в нескольких строительных проектах, таких как большая двойная плотина возле Сараба, укрепление вокруг деревни Фарс, королевский рынок в Ларе, который произвел большое впечатление на испанского посланника Гарсиа де Сильва Фигероа и величественный дом недалеко от Нахаванда для Аббаса I. Аллахверди Хан также инициировал строительство большого теологического колледжа в Ширазе, который служил учебной базой для исламского ученого Муллы Садра.
Также под руководством Аллахверди был спроектирован один из самых знаменитых мостов Исфахана – Сио-се-Поль, его до сих пор называют мостом Аллахверди Хана.
Строение уникально тем, что для такой конструкции из арок обычно не характерна большая длина. Но Сио-се-Поль протянулся на 298 метров, благодаря чему стал самым длинным арочным мостом в мире.
Построено сооружение было в 1602 году, чтобы соединить центр города с разросшимся армянским кварталом Новая Джульфа. Первое время мост называли в честь Аллахверди Хана, но спустя пару веков его переименовали в Сио-се-Поль (переводится как «33 арки»). Согласно легенде, число 33 для количества арок было выбрано Ундиладзе не случайно, оно символизирует количество букв в грузинском алфавите. Таким образом, гласит легенда, он выразил уважение культуре своего народа.