Баку — город с европейской архитектурой разных периодов, такси-кэбами и красными телефонными будками — как в Лондоне. Азербайджан пытался провести у себя Олимпийские игры, а когда не получилось провел Европейские. Здесь игрались топ-матчи европейского футбола. Государство очень хочет выглядеть европейским и одновременно ведет политику, которая имеет мало общего с демократическими ценностями.
Желание Азербайджана внешне быть частью Европы резко контрастирует с риторикой властей. Проправительственная пресса, чиновники и сам президент часто критикуют Европу и демократические ценности.
Журналисты-расследователи, тем временем, находят в Европе деньги и имущество азербайджанских чиновников и близких родственников президента Алиева.
От Черного города до Белого
Старый Баку — это небольшая часть современного города, окруженная средневековой крепостной стеной. Его чаще так и называют — «Старый город» или иногда «Внутренний город» (Ичери шехер). Тут находится Дворец ширваншахов, несколько древних мечетей и лабиринты узких улочек с одноэтажными домами.
Все что за пределами «Внутреннего города» — это уже Баку, разросшийся после того, как здесь нашли нефть.
За крепостной стеной начинается нынешний центр, сформировавшийся в первый нефтяной бум в XIX веке, когда Азербайджан входил в Российскую Империю. Это, в основном, 2-3-этажные здания в разных европейских архитектурных стилях.
Есть тут и привычные для постсоветских стран жилые дома — «сталинки», особенно в центре, где жила партийная номенклатура. В микрорайонах подальше от центра до сих пор стоят пятиэтажки-хрущевки.
До революции 1917 года крупнейшая промзона Баку называлась «Черный город». Именно здесь, по замыслу писателя Бориса Акунина, погиб его легендарный сыщик Эраст Фандорин.
В годы независимости Азербайджана промзону снесли, и построили на ее месте «Белый город». Его главная достопримечательность — Центр Гейдара Алиева (это бывший президент и отец нынешнего президента), здание с музеями и конференц-залами. Оно спроектировано всемирно известным архитектором Захой Хадид, и это одна из ее самых известных работ.
Эльчин Алиев, известный азербайджанский архитектор, называет Баку европейским городом.
«Только за последнее столетие мы получили роскошный «арт-нуво» конца XIX — начала XX века; брутальный конструктивизм 1920-1930-х годов, присущий только нескольким городам в мире; романтический сталинский ампир 1940-1960-х годов, советский модернизм 1970-1980-х и, наконец, современный период архитектуры», — говорит он.
«Баклажаны» и «помидоры»
В городе уже 10 лет работают такси-кэбы, похожие на лондонские. Они произведены китайской компанией Geely. Жители Баку называют их «баклажанами» — из-за сиреневого цвета.
В августе 2020-го Баку закупил новую партию китайских кэбов от Geely. Теперь красных — и их сразу же стали называть «помидорами».
Эти автомобили проправительственная пресса так и называет — лондонские такси. Перед выпуском на азербайджанские дороги на одном из «помидоров» проехал сам президент Алиев.
Первое время за проезд в кэбах-«баклажанах» платили по счетчику, но выходило дорого. Дорога из центра до пригорода могла обойтись в 10 долларов, что для Баку довольно много. Потом водители сами убрали счетчики, и теперь кэб можно вызвать через приложение Uber и проехать то же расстояние за 5 долларов.
В центре столицы много красных будок, стилизованных под лондонские телефонные. Только телефонов-автоматов здесь не было изначально, вместо них поставили терминалы оплаты коммунальных и банковских услуг, сотовой связи. Они появились в 2013 году, и первое время жители даже делали селфи около этих будок.
Евровидение в хрустале
Азербайджан всегда очень серьезно относился к Евровидению. Как и в России, у конкурса всегда высокие рейтинги, люди следят и обсуждают, какая страна сколько баллов поставила другой стране.
В 2011 году дуэт из Азербайджана — Эльдар Гасымов и Нигяр Джамал — победил на Евровидении, и в следующем году по правилам Евровидения конкурс прошел в Баку.
Баку не скупился: специально под проведение конкурса Евровидения на площади Флага в центре города построили здание Baku Crystal Hall. Открывал конкурс певец Эмин Агаларов — сын российского миллиардера Араса Агаларова и зять (на тот момент) президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Евровидение-2012 в Баку стало самым дорогим в истории конкурса и даже без стоимости здания обошлось в 65 миллионов долларов.
С тех пор в Baku Crystal Hall выступали мировые звезды: Дженнифер Лопес, Шакира и Рианна.
Дорого и неудобно
Спорт — один из главных инструментов, с помощью которого Азербайджан хочет стать заметной страной Европы.
Азербайджан дважды подавал заявку на проведение в Баку Олимпийских игр 2016-го и 2020-го годов, нанимал немецкую архитектурную компанию Albert Speer und Partner, которая обещала сделать Баку одним из самых экологически чистых городов мира.
Азербайджан оба раза не получил право на проведение Игр и тогда провел собственные первые и пока что последние Европейские игры на уже построенных «олимпийских» объектах.
На открытии этих игр пела Леди Гага, которая, по данным телеканала «Евроспорт», получила за это короткое выступление гонорар в размере 2 млн долларов.
Главный из олимпийских объектов — «Олимпийский стадион» на 69 тыс. зрителей открылся в 2015 году и, по приблизительным оценкам, (государство сумму затрат не озвучивало) обошелся в 600 млн долларов. Что сделало его одним из самых дорогих спортивных объектов в мире.
После того, как страна осталась без Олимпиад, стало понятно, что с использование стадиона будут большие проблемы. В самом Азербайджане просто нет спортивных событий, способных привлечь такое количество людей.
В 2019-м на нем прошел финал Лиги Европы, где сыграли лондонские «Челси» и «Арсенал». Но событие запомнилось не столько уверенной победой «Челси», сколько сопутствующими скандалами. Фанаты из Англии выяснили, что добираться до Баку — очень дорого и просили перенести матч в Лондон. В Баку не прилетел армянский игрок «Арсенала» Генрих Мхитарян, а полицейские в городе и стюарды на стадионе заставляли не всегда понимающих контекст фанатов снимать футболки с его фамилией на спине.
- «Умри или признайся». Как в Азербайджане искали армянских шпионов
- Карабахский конфликт: две теории заговора
Наконец, британские комментаторы, прилетевшие в Баку, обнаружили, что смотреть сам футбол с их мест крайне неудобно. Один из них, Гари Линекер, сказал, что получил бы лучшую картинку, если бы посмотрел матч дома по телевизору.
В 2021-м в Баку прошло несколько матчей перенесенного из-за коронавируса Евро-2020. Ни один из них не собрал полный стадион — в частности из-за ограничений в связи с пандемией.
Азербайджанский экономист Тогрул Машаллы объясняет: «Стадион строили, когда у Азербайджана было много денег — и не задумывались о его будущем. И только после Европейских игр встал вопрос, а что с этим стадионом дальше-то делать».
Политический обозреватель Шахин Рзаев, говорит, что хотя местный футбол и делает успехи — команды регулярно попадают в Лигу Европы — стоимость стадиона никогда не отбить. «Стадион неудобный, зрительские трибуны находятся далеко, даже местные команды предпочитают другие площадки», — отмечает он.
Гонки по перекрытому городу
Еще одна гордость Баку — проведение здесь этапа «Формулы-1». Только в одном городе мира, Монте-Карло, эти гонки проходили прямо в его границах, а не на специально построенной для этого гоночной трассе. С 2017-го года вторым таким городом стал Баку.
Проправительственная пресса после первых гонок писала, что «спортивный пульс всего мира бился в Баку». Президент Алиев говорил, что «Формула-1» — отличный способ поднять престиж страны и привлечь туристов со всего мира.
На открытие гонок также приезжали музыкальные звезды мирового уровня: Мэрайя Кэри, Black Eyed Peas и Cardi B, получившая Грэмми в 2018 году.
В 2020 году гонки пришлось отменить, в 2021-м этап состоялся, пусть и прошел без зрителей.
Каждый год за месяц до гонок город начинают перегораживать, и этим очень недовольны таксисты: их доходы резко падают.
В дни самих гонок жителям центра Баку трудно попасть в магазин, на работу или вернуться к себе домой — из-за строгих ограничений.
Минимальная стоимость билетов на трибуны — 70 манатов (41 доллар); во время гонок многие следят за событиями из окон, с балконов и сквозь щели в рекламных баннерах.
Особый азербайджанский путь
С политической точки зрения Баку и не думает соответствовать развитым западно-европейским демократиям. Проправительственная (то есть, практически вся) пресса часто критикует собирательный образ Запада и обвиняет его в ведении «подрывной деятельности» в Азербайджане и «экспорте бархатных революций».
Местные СМИ перепечатывали программный текст бывшего главы администрации президента Рамиза Мехтиева «Миропорядок двойных стандартов и современный Азербайджан». Его ключевая мысль: за революционной сменой власти в самых разных странах всегда стоят США и Европа. Они же финансируют азербайджанских правозащитников и оппозицию. Однако никому из них не под силу расшатать «прочный фундамент современного независимого Азербайджана», который строили Гейдар и Ильхам Алиевы.
Работа неправительственных организаций в Азербайджане сильно затруднена. Правозащитники говорят о преследовании несогласных, в том числе и тех, кто уехал за границу. Те же правозащитники отмечают, что, как правило, в Азербайджане всегда больше сотни политзаключенных, систематически нарушаются права человека, в том числе, практикуются пытки при дознании.
- «Люди выли, Бога умоляли, маму звали». Можно ли искоренить массовые пытки в Азербайджане?
- Выезжают, избивают, похищают. Азербайджанских оппозиционеров преследуют и в эмиграции
Многие журналисты покинули страну и продолжают работать из Европы и США.
В рейтинге демократических свобод от Freedom House Азербайджан занимает 193-е место из 209-ти. В рейтинге свободы прессы от «Репортеров без границ» страна на 163-м месте из 180-ти (для сравнения, соседи Азербайджана по региону Грузия и Армения занимают в этом списке 60-е и 63-е место; Россия — на 150-м).
Президент Ильхам Алиев возглавляет страну уже 18 лет. При нем в Конституцию были внесены поправки: разрешили президенту избираться более двух раз, а срок президентства увеличили с пяти до семи лет.
Его отец Гейдар Алиев правил республикой, а потом уже и независимым Азербайджаном: соответственно с 1969 по 1982 год, а потом с 1993-го и до смерти в 2003-м году. Его именем в стране названы парки, здания, центральные улицы городов, мечети а также международный аэропорт в Баку.
«Благодаря общенациональному лидеру [Гейдару Алиеву] у Азербайджана появился свой путь формирования государства, который вошел в мировую политическую науку как «азербайджанский путь» развития», — говорится в статье на сайте государственного информагентства Media.az.
Совет Европы и дома в Лондоне
У Азербайджана и западной Европы две основные точки соприкосновения. Первая: страна является членом Совета Европы, и на нее распространяются решения Европейского суда по правам человека.
Правда, Азербайджан не любит их исполнять. Например, в 2017-м году, незадолго до очередных президентских выборов несмотря на прямое требование ЕСПЧ местный суд не стал освобождать одного из лидеров оппозиции Ильгара Мамедова.
Азербайджан в ответ на это решение ЕСПЧ пригрозил покинуть Совет Европы, но угрозы так и не выполнил. Мамедова же освободили после того, как Ильхам Алиев избрался на новый срок.
А вторая точка: азербайджанская элита покупает недвижимость в странах, чью политическую систему она так критикует.
Например, журналисты-расследователи из объединения OCCRP выяснили, что общая цена недвижимости членов семьи Ильхама Алиева, в частности, в Лондоне и Карловых Варах в Чехии составляет примерно 140 млн долларов.
Они же выяснили, что двоюродная сестра президента Азербайджана Иззат Джавадова и ее муж Сулейман Джавадов владеют имуществом стоимостью более 20 млн долларов в Лондоне и на Ибице.
А дело Замиры Гаджиевой, жены председателя Международного Банка Азербайджана (крупнейшего в стране), стало очень важным для британской правоохранительной системы. Власти применили к ней новый закон, позволяющий конфисковывать в пользу государства недвижимость и другие ценности — если их владелец не сможет объяснить происхождение средств, на которые они были приобретены.
Гаджиева же вела роскошный образ жизни, вообще не имея официального дохода. А ее траты были несопоставимы с зарплатой мужа.
Политолог Зардушт Ализаде не видит противоречия между словами и действиями властей. «Противоречие это кажущееся, дело в том что политической элите Азербайджана глубоко чужды европейские ценности, она является поклонником всего материального из Европы — европейских автомобилей, одежды, ювелирной продукции, кэбов, домов с крышами как в Париже, — говорит он. — Но такие вещи как честные выборы, независимый суд и уважение прав граждан, это не для них, это иная политическая культура».