Почти четверть россиян (24%) уверена, что прошедшие парламентские выборы были нечестными, показал опрос, проведенный «Левада-центром» (признан в России иностранным агентом). Это максимум с 2007 года. В то же время и количество опрошенных, считающих голосование однозначно честным, выросло по сравнению с прошлыми выборами.
Как следует из итогов опроса, определенно нечестными выборы считают 24% респондентов. Еще 21% считает их скорее нечестными.
Определенно доверяет итогам голосования 14% респондентов — это на 4% больше, чем после прошлых парламентских выборах и на 9% больше, чем в 2011 году, когда недовольство нарушениями на выборах спровоцировало многотысячные митинги. Еще 32% опрошенных считают прошедшие выборы скорее честными.
Таким образом, в общей сложности итогам выборов сейчас не доверяют 45% опрошенных, а так или иначе доверяют — 46%. Оставшиеся 9% респондентов затруднились с ответом.
«Левада-центр» отмечает, что доверяют итогам выборов в основном избиратели «Единой России», в то время как большинство опрошенных, поддерживающих КПРФ, с итогами голосования не согласны.
- В ЦИК подвели итоги выборов в России. К чему у проигравших партий больше всего претензий?
- «Какая проблема перерисовать данные?» Что случилось с электронным голосованием в Москве
- Победа «Единой России», пять фракций, вопросы к электронному голосованию. Чем закончились выборы в Госдуму
Кроме того, из опроса следует, что удовлетворенность выборами находится на самом низком уровне с 2007 года. Полностью или скорее удовлетворены ими 46% респондентов против 50% в 2016 году, 51% в 2011 году и 59% в 2007 году.
Выборы в Госдуму в этом году проводились с 17 по 19 сентября, явка составила 51,68%.
«Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, как и в прошлом созыве, хотя ее итоговый результат все же чуть хуже, чем на прошлых выборах. КПРФ, наоборот, улучшила свой результат. В 2016 году коммунисты получили 13,34 % голосов, а в этот раз — 18,9%.
Выборы сопровождались жалобами на нарушения и на итоги электронного голосования. Противники власти ставили под сомнение как данные по партийным спискам, так и голосование за одномандатников, подозревая власти в манипуляциях, в том числе с электронным голосованием.