Лидеры Армении и Азербайджана Никол Пашинян и Ильхам Алиев встретились на организованном Россией саммите в Сочи и договорились «вести дело» к созданию двусторонней комиссии о делимитации границы между государствами. Их переговоры состоялись вскоре после обострения конфликта вокруг Нагорного Карабаха в ноябре.
Ранее двусторонних форматов в карабахском конфликте не существовало, поскольку любые контакты между сторонами осуществлялись при посредничестве третьих сторон. Однако и в сделанном по итогам переговоров в Сочи совместном заявлении премьер-министра Армении и президентов Азербайджана и России упоминается значительная роль Москвы.
В декларации, подписанной Алиевым, Пашиняном и Владимиром Путиным, стороны обязуются предпринимать шаги к нормализации обстановки в Нагорном Карабахе и «вести дело к созданию двусторонней комиссии по делимитации государственной границы» между Азербайджаном и Арменией «при консультативном содействии Российской Федерации по запросу сторон». Россия при этом обязуется «делать все возможное» для нормализации обстановки в Карабахе.
Аналитик Международной кризисной группы Олеся Вартанян обращает внимание в своем «Твиттере», что Баку и Ереван договорились создать комиссию по вопросам границ «именно на двусторонней основе […] а не при посредничестве России, как обсуждалось ранее».
https://twitter.com/Olesya_vArt/status/1464295833877237764
Обострение ситуации в ноябре
Пашинян и Алиев встретились в Сочи впервые за несколько месяцев — и всего десять дней спустя после очередного обострения на границах их стран.
16 ноября в районе Карабаха после серии стычек начались бои, вину за которые стороны как обычно возложили друг на друга. Столкновения прекратились после вмешательства Москвы. На территории Нагорного Карабаха находятся российские миротворцы.
- Ситуация на границе Армении и Азербайджана обострилась. Бои прекратились после вмешательства Москвы
- Карабах год спустя: когда решится конфликт и что несет будущее?
- Нагорный Карабах: жизнь после войны. Документальный фильм Би-би-си
Перед встречей в Сочи Баку передал Еревану двух военнопленных, один из которых был задержан во время недавних боев.
Как сообщают СМИ, переговоры имели сложную структуру. Сначала Владимир Путин встретился с Алиевым один на один, затем к ним присоединился Пашинян, после чего Путин побеседовал один на один уже с армянским президентом. Результатом встречи стала подписанная декларация, а армянский и азербайджанский лидеры получили от Путина в подарок по оливковой ветви.
Острожный оптимизм
Пашинян прокомментировал встречу с осторожным оптимизмом. «Тема старта процесса по делимитации и демаркации не нова. Мы обсудили этот вопрос и приняли трехстороннее заявление о том, что необходимо создать необходимые условия и механизмы безопасности и стабильности на границе», — сказал он.
Пашинян подчеркнул, что перед началом демаркации — и вообще работы комиссии — в Карабахе должны быть созданы стабильные условия. При этом он упомянул, что Азербайджан продолжает удерживать армянских военнопленных. «Существует проблема заложников и других удерживаемых лиц, военнопленных, и это очень важный гуманитарный вопрос, — сказал премьер. — Главное то, что мы сумели прийти к конкретным решениям по стабилизации в регионе Южного Кавказа».
Азербайджанский лидер прокомментировал подписание документа так: «Я неоднократно говорил, что мы в Азербайджане настроены перевернуть страницу многолетнего противостояния с Арменией, начать этап нормального взаимодействия. Думаю, что в таком формате мы именно достигаем своих целей». Алиев добавил, что в Баку видят с армянской стороны «настрой на создание предпосылок для того, чтобы ситуация в регионе была более предсказуемой».
Пашинян и Алиев вскоре встретятся еще раз, но уже без Путина. В Брюсселе 15 декабря пройдет их встреча под эгидой Евросоюза.
Как отмечает автор издания Eurasianet Джошуа Кучера, о встрече в Европе было известно еще до переговоров в Сочи. «Многие региональные эксперты расценили спешно организованные переговоры — о них было объявлено всего за четыре дня до проведения — как стремление России сохранить как можно больший контроль над [мирным] процессом».