Верховный суд России принял решение о ликвидации международного историко-просветительского общества «Мемориал»*.
«Суд постановил ликвидировать Международную общественную организацию «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» и ее структурные организации», — огласила решение судья Алла Назарова.
«Мемориал» будет обжаловать решение суда о его ликвидации, намерен обратиться в Европейский суд по правам человека, заявил председатель правления организации Ян Рачинский.
https://twitter.com/novaya_gazeta/status/1475776723069378567
Во вторник суд перешел к прениям сторон — финальной стадии процесса, после которой судья и вынес решение. Представитель генпрокуратуры вновь заявил, что международный «Мемориал» искажает память о Великой Отечественной войне и «создает лживый образ СССР как террористического государства».
«Почему вместо гордости за страну, освободившую мир от фашизма, нам предлагают каяться за свое, как оказалось, беспросветное прошлое? Потому что за это кто-то платит, — продолжал прокурор. — Организация, претендующая на звание совести нации, почему-то не хочет в каждой своей публикации напоминать, кем они проплачены».
Юрист «Мемориала» Григорий Вайпан возразил на это, что единственное основание для ликвидации «Мемориала», согласно иску — это нарушение законодательства об иноагентах. А именно — не везде проставленная маркировка. То есть попытки прокуроров поспорить об истории и образе СССР вообще к делу отношения не имеют, заключил юрист.
Адвокат Мария Эйсмонт снова оспаривала претензии прокуратуры. В их иске сказано, что «Мемориал» нарушил право на доступ к информации тем, что не указал свое иноагентство. «Международный Мемориал, который десятилетиями борется за открытие архивов, оказывается, нарушает право на доступ к информации», — возмущалась она.
«В иске написано, что ликвидация «Мемориала» направлена на защиту прав других лиц, — поддержал коллегу адвокат Генри Резник. — Мне интересно, какие лица вставали перед глазами генпрокурора? Уж точно не лица тех, кто каждый год выходит на Лубянскую площадь и зачитывает имена безвинно репрессированных», — говорил адвокат, напоминая о ежегодной акции «Возвращение имен», которую проводит «Мемориал».
Он процитировал известную фразу, которую приписывают Анне Ахматовой: «Когда открылись двери Гулага, она сказала: сейчас страна поделится на две половины — тех, кого сажали, и кто сажал. У меня складывается ощущение, что в этом зале смотрят друг на друга представители этих двух половин».
В суде присутствовали дипломаты 15 стран и Евросоюза, множество журналистов. Сторонники «Мемориала» пришли поддержать его к зданию суда.
Накануне, в понедельник, 27 декабря Петрозаводский городской суд приговорил Юрия Дмитриева, главу карельского отделения правозащитного центра «Мемориал», к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима, признав его виновным в изготовлении детской порнографии, развратных действиях и незаконном хранении части оружия (по этим статьям Дмитриева ранее оправдали).
В чем генпрокуратура обвиняла «Мемориал»
В ноябре стало известно, что прокуратура подала иски о ликвидации двух структур «Мемориала». Один — о ликвидации международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» — генпрокуратура подала в Верховный суд.
Второе заявление — о ликвидации правозащитного центра «Мемориал», который является членом международного «Мемориала», но имеет отдельное юрлицо. Этот иск прокуратура Москвы направила в Мосгорсуд (там процесс продолжится 29 декабря).
- «Вряд ли свободу надо защищать от нас». Как прошло первое заседание по иску о ликвидации «Мемориала»*
- Общество «Мемориал»* оказалось на грани уничтожения. Что об этом думают его молодые сотрудники?
- Что такое «Мемориал» и почему российские власти уже не первый раз хотят его закрыть
Поводом для обращения в суд, как утверждалось в иске генпрокуратуры, стали неоднократные грубые нарушениями «Мемориалом» российских законов.
В иске к международному «Мемориалу» перечислялись нарушения при маркировке сообщений в соцсетях по закону об иноагентах, всего — 20 административных нарушений (в основном тоже за 2019 год), общая сумма штрафов за них составляет 4,5 млн рублей.
Генпрокуратура заявляла, что отсутствие маркировки в материалах международного «Мемориала» грубо нарушает российские законы и права граждан. Сама организация отмечает, что моментально исправляла выявленные нарушения, а процент непромаркированных материалов был ничтожно мал.
Кроме того, в иске генпрокуратуры утверждалось, что международный «Мемориал» отсутствием маркировки своих публикаций нарушал Европейскую конвенцию по правам человека и конвенции ООН — в частности, статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Как считает защита, эти международные документы писались для того, чтобы их соблюдали государства. А значит, общественная организация — или отдельный человек — никак не могут их нарушить.
Так кто же нарушает?
В Европейском суде по правам человека уже много лет ожидает рассмотрения иск «Мемориала» о том, что сам российский закон об иностранных агентах нарушает Европейскую конвенцию о правах человека.
Ответчиком в этом споре от имени России выступает как раз генпрокуратура, которой Владимир Путин весной этого года передал функцию представлять Россию в международных судах (раньше этим занимался минюст).
Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич 12 ноября заявила, что «Российская Федерация не отреагировала на неоднократные призывы Совета Европы отменить закон об иностранных агентах», а ликвидация международного «Мемориала» нанесет «разрушительный удар по гражданскому обществу».
Правозащитный центр «Мемориал» был признан властями России иноагентом в 2014 году, а международный «Мемориал» — в 2016-м.
Сотрудники этих организаций неоднократно преследовались в России, и «Мемориал» заявлял о том, что уголовные дела против его членов носят неправовой и политический характер.
Первым председателем был Андрей Сахаров
«Мемориал» был создан в 1987 году единомышленниками, которые хотели увековечить память жертв политических репрессий советской эпохи.
Члены движения занимались сбором подписей для создания памятника и мемориального комплекса жертвам репрессий, проводили уличные демонстрации, выставки и научные семинары по теме государственного террора.
Первым председателем совета «Мемориала» стал академик, лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров.
«Мемориал» издает книги об истории репрессий, пытается добиться постоянного доступа к архивам. Например, организация судится с генпрокуратурой по поводу имен прокуроров, которые в сталинские времена входили в состав «троек» и выносили смертные приговоры. Прокуратура категорически отказывается предоставлять такие данные.
Параллельно с работой над сбором информации о репрессированных «Мемориал» стал заниматься правозащитной деятельностью, в числе прочего — пересчетом и поддержкой политических заключенных в России.
В 2001 году «Мемориал» запустил интернет-СМИ «Кавказский узел» (внесен в России в реестр СМИ-иностранных агентов), который стал одним из главных независимых ресурсов о политических и социальных проблемах Кавказа.
—
*Правозащитный центр «Мемориал» и международный «Мемориал» внесены властями России в реестр иностранных агентов