– 31 января вы вылетели из Киева и приземлились в Тбилисском аэропорту. Но во въезде в страну вам было отказано. Как это вам объяснили?
– Никаких причин мне не назвали. И в бумажке указали: без объяснения причин. На контроле меня отвели в сторону, где, видимо, был главный кабинет начальника погранслужбы. Они меня попросили подождать, я ждал где-то полчаса. Потом они сказали, что отказывают мне во въезде. Я спросил – почему? Мне сказали, что объяснить причину не могут, «это решение принято на государственном уровне». То есть государство такое решение приняло. Они знали, кто я, это было видно, знали мою биографию.
– В чем это выражалось?
– Один меня отвел в сторонку и сказал, что не понимает, почему такое решение принято. Он сказал, что хорошо ко мне относится, видел мои выступления по телевизору…
– Вам сказали что-либо о сроках запрета?
– О сроках запрета ничего не говорили. Просто депортировали без объяснения причин.
– Возникали ли у вас когда-либо проблемы со въездом в какую-либо другую страну?
– У меня никогда не возникало проблем со въездом в страну. В Тбилиси я летел впервые, давно хотел там побывать. У меня там много друзей.
– В августе 2021-го соратницу Навального, Любовь Соболь, не впустили в Грузию. Зная об этом, у вас не было сомнений, что такое может произойти и с вами?
– Более того, у меня есть некоторые политики, которых я на всякий случай даже спросил. Мне сказали, что не должно быть никаких проблем. Я купил билет.
Любовь Соболь о запрете на въезд в Грузию: это можно трактовать как прогиб под Путина
– Это были грузинские политики?
– Да, с грузинской стороны. Просто меня просили не называть фамилий. Я спросил у них, есть ли проблемы? Поскольку Любовь Соболь не пустили, Дмитрия Гордона…Может быть такое, что меня депортируют? Но мне сказали, что вроде все нормально должно быть.
– Это были политики из правящей партии или представители оппозиции?
– Это были те, которые могут спросить у чиновников, скажем так.
– Как долго вы планировали оставаться в Грузии?
– Я планировал остаться до пятницы. У меня половина моей команды, работавших в моем штабе, в Тбилиси. Они давно меня звали, хотели со мной встретиться. Мне надо было в пятницу быть в Стамбуле, я купил билет Тбилиси-Стамбул, отель оплатил. Причем, ничего не возвращается. Главное, я купил билеты еще двум людям из своей команды, которые летели из других стран. Их пустили в Грузию с утра.
– Вы будете требовать официального объяснения причины вашей депортации?
– Мне хотелось бы понять, что произошло. Проблема ведь не в том, что я хочу свою судьбу решить и мне позарез нужно в Тбилиси. Нет. Вопрос в другом. Грузия многими россиянами, белорусами рассматривается как место, куда можно эмигрировать, где безопасно, где можно найти удачную налоговую юрисдикцию и пр. Я знаю, что этот кейс очень всех напряг сейчас. Никто не понимает, что происходит – Соболь не впустили, меня не впустили. Не понятно, почему. Я же не ехал туда участвовать в публичных политических проектах. У меня не было таких планов. У меня были планы встретиться с активистами, с друзьями, которые живут в Тбилиси. Ничего публичного не предполагалось. Не знаю, может решили, что я еду Саакашвили защищать…Не понимаю, честно. Мне интересно дождаться какой-то реакции. От этого зависит не то, что буду делать я. На эту реакцию будут ориентироваться многие россияне, которые хотят приехать и рассматривают Грузию как наиболее комфортную страну для эмиграции.
Кстати, в авиакомпании, которой я летел, сказали, что в последнее время очень многих разворачивают. Причем, не только россиян. Такой тренд в принципе прослеживается.
Алеся Бацман: депортация Дмитрия Гордона из Грузии – месть за нашу поддержку Саакашвили
– Вы считаете, что политическим эмигрантам становится менее безопасно в Грузии?
– Это будет зависеть от того, какой будет официальная версия. И будет ли она. Если они отмалчиваются, значит, мне ничего, кроме политической версии, в голову не приходит. Вероятно, не впускают, чтобы не ссориться с Россией. Грубо говоря, активистов – ладно, а известных – нет, от греха подальше. Но ведь это вредит репутации Грузии, которую многие раньше с надеждой воспринимали как страну, стремящуюся к демократии, реформы были интересные, которые многие приводили в пример. Просто зачем такой скандал на ровном месте? Тем более что предварительно по разным каналам мне сказали, что проблем не будет и в случае чего, меня подстрахуют. Но они не смогли, не успели. У меня было 15 минут и мне не удобно было перед людьми, которые меня ждали в самолете. Я же не мог сопротивляться. Меня попросили в самолет сесть, я сел. Видимо, кто-то кому-то не дозвонился. Мне все это кажется это странным. Ну хорошо, приехал Дмитрий Гудков, ну встретился бы он со своими друзьями. Что было бы? Если мне дадут знать, что это была ошибка, то я приеду с удовольствием в Грузию, но уже по приглашению, чтобы точно знать, что не депортируют.
Я был все же парламентарием, одним из тех, кто боролся за демократические перемены в России. Я был всегда открыт для общения со всеми дипломатами. Когда Россия уходила в изоляцию, я, напротив, был за выстраивание нормальных отношений с соседями. Просто как-то странно… Зачем это нужно Грузии? Что нужно было этим показать? Я не стремлюсь к громким заявлениям. Я хочу понять, можно ли будет мне приехать, будет ли безопасно другим приезжать и оставаться в Грузии, если демонстрируется такое отношение к оппозиционерам.