Ровно год назад по всей России прошли несогласованные акции протеста против ареста Алексея Навального. Это последние на данный момент уличные протесты такого масштаба — в дальнейшем подобные акции уже не собирали большого количества людей.
Русская служба Би-би-си собрала фотографии с тех минингов и демонстраций и попросила своих корреспондентов в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону поделиться своими воспомнаниями о тех событиях и впечатлениями от них.
https://www.instagram.com/p/CZHv2O9tDBL/
Илья Барабанов, Москва:
«Год назад в Москве прошли уличные протестные акции в связи с арестом Алексея Навального. Несколько тысяч молодых людей долго ходили по центру Москвы, пока из всех не рассеяла и не задержала полиция. Когда поздно вечером в одном из московских переулков полиция повела очередную партию задержанных к автозаку — колонна молодых ребят, руки подняты за голову, смотреть всем в землю — избежать аллюзий с Минском-2020 было крайне сложно.
За полгода до этого российские власти «победили» коронавирус, чтобы провести референдум о поправках в Конституцию, обнуляющих президентские сроки Владимира Путина. Но в основном законе осталась и 31-я статья, где прописано право граждан на мирный протест.
Тем не менее вопрос митингов был решен довольно просто: если нужно проголосовать за что-то важное или отметить годовщину аннексии Крыма, то коронавирус в России побежден. Если речь идет о мирном протесте, пусть это даже одиночный пикет с соблюдением всех возможных социальных дистанций — тогда в стране перманентно тяжелая эпидемиологическая ситуация.
«Вы смотрели фильм про дворец Путина?» — спрашивали мы участников того шествия. «Мне больше понравился блокбастер «Разговор с отравителем», — шутили ребята в колонне.
Вряд ли кто-то из них мог предположить, что участвует чуть ли не в последней в обозримом будущем уличной акции. Вряд ли кто-то из них мог подумать, что человек, за которого они вышли в центр российской столицы, так и будет сидеть в колонии, а он сам и все его окружение будет объявлено экстремистами и террористами.
В тот день люди последний раз использовали возможность заявить на улице о том, что они с чем-то не согласны».
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
«Многотысячные протесты в защиту Навального в Петербурге в прошлом году — причем не только 31 января — по масштабу и реакции силовиков стали фактически ремейком серии оппозиционных «Маршей несогласных» 2007 года.
Как и тогда, во время первой акции 23 января 2021 года около 10 тысяч человек прорвали оцепление ОМОНа и прошли по Невскому проспекту.
Как и тогда, ОМОН разгонял протестующих с беспрецедентной жестокостью — за полгода до акций 2021 года избитые на «марше» 13 лет назад горожане добились компенсации за травмы в ЕСПЧ.
Традиционными для Петербурга в 2021 году были задержания журналистов — несмотря на бейджи и жилеты с наклейками «Пресса», репортеров грузили автозаки и отвозили в отделение полиции на окраине города, откуда отпускали без составления протоколов. Добраться до места событий они уже не успевали.
Граждан в Петербурге волочили по земле, били дубинками и электрошокерами, некоторых бросали в автозаки с окровавленными головами. В рядах омоновцев взорвали петарду, один полицейский направил на протестующих пистолет. Десяткам людей требовалась после митингов помощь медиков.
Многих активистов полиция задерживала и проводила у них обыски еще перед началом акций. По итогам акций были составлены тысячи протоколов. Многие были оштрафованы или арестованы, некоторые получили условные сроки.
Дворцовая площадь в дни протестов была заблокирована: священник не смог пройти через нее на воскресную службу в храм, зрители — на концерт в Капеллу, сообщала Би-би-си.
Но петербуржцы митинговали на всех остальных главных площадях города, в том числе в исторически «протестных» местах — на Сенатской площади, где в XIX веке стояли декабристы, на Пионерской площади у ТЮЗа — бывшего Семеновского плаца, где инсценировали казнь петрашевцев (среди них был Достоевский), а также на Марсовом поле, где похоронены жертвы февральской революции 2017 года, у стен городского парламента на Исаакиевской площади и на крыльце Конституционного суда России.
Шествия распространились по всему историческому центру — люди лавировали между задержаниями, меняя места сбора и маршруты. Растекаясь по небольшим улицам, участники акций до позднего вечера призывали земляков «Питер, выходи!»
Тимур Сазонов, Ростов-на-Дону
«Зимние митинги сторонников Навального стали самыми многочисленными для Ростова за последние десять лет. Что-то похожее раньше было только в 2011 году, в унисон с московскими митингами на Болотной площади и проспекте Сахарова. Но даже с учетом этого среднее количество митингующих вряд ли превысило тысячу с небольшим человек.
- «Гораздо больше народу». Как акции протеста в регионах стали масштабнее, а задержания — рекордными
- Люди на коленях, шокер и закрытый центр. Чем ответ российских властей на протесты напомнил Беларусь
Но обычно протестные выступления собирают в Ростове значительно меньше участников — как правило, несколько сотен. Причем чаще всего это одни и те же люди — в основном пенсионеры и политические активисты.
В начале 2021 года было много молодежи и людей в возрасте 30-40 лет. Многие из них выходили на акцию в первый раз, но признавались в разговорах, что давно симпатизируют Навальному и не согласны с происходящим в стране.
Студенты, домохозяйки, работники крупных компаний, мелкие предприниматели — социальная палитра была максимально широкой. Они критиковали режим и говорили о «коррупции», «притеснении свобод» и «несменяемости власти».
Хватало и тех, кто пришел на митинг «по приколу» — следуя за толпой, я слышал, как одна девушка извиняющимся тоном говорила кому-то по телефону: «Ой, прости, я опоздаю. Я тут внезапно на митинге, с ребятами. Когда приду, не знаю».
Проходя по Пушкинской улице, люди скандировали «Он не боится, и я не боюсь», «Мы здесь власть!» Обычно шествием по этой улице или стоянием на Театральной площади протестные акции в Ростове и заканчиваются. Но в начале 2021 года толпа хлынула даже на главный проспект — Садовую улицу, где на два часа перекрыла движение общественного транспорта. Водители машин сигналили протестующим, включали песню Виктора Цоя «Перемен».
По итогам зимних акций полиция задержала десятки человек. В Ростове, в отличие от некоторых других городов, винтили не «жестко». В разговорах со мной омоновцы объясняли, что сами живут в этом городе, и признавались, что хотят побыстрее вернуться домой. Тем не менее под вечер протестных акций полицейские отделения были переполнены. В число задержанных попали и несколько журналистов. Большая часть задержанных отделалась штрафами.
Подобных многочисленных акций протеста в городе пока не повторялось».