Поздно вечером в понедельник в Кремле завершились почти шестичасовые переговоры президентов Франции и России. Эммануэль Макрон прилетел в Москву прямо перед своим визитом в Киев, чтобы обсудить с российским лидеров украинский вопрос.
Первая за два года личная встреча президентов России и Франции, которую Путин назвал «содержательной», стала одной из многих попыток Запада избежать российского вторжения на территорию Украины.
Как стало известно после переговоров, Макрон предложил Путину некие шаги навстречу, впрочем, какие именно пока неизвестно. Позже издание France Press сообщило: стороны договорились не начинать друг против друга войну, запустить новый стратегический диалог и оживить усилия по урегулированию конфликта в Донбассе.
Сам Путин позже заявил: «Ряд его [Макрона] идей, предложений, о которых пока еще рано говорить, все-таки я считаю вполне возможными для того, чтобы положить их в основу дальнейших наших совместных шагов» и пообещал, что в ближайшее время начнутся «содержательные дискуссии» по гарантиям безопасности.
Перед отправкой французского президента в Украину на встречу с Владимиром Зеленским, Путин и Макрон выступили перед журналистами на пресс-конференции. SOVA собрала цитатник российского лидера по итогам переговоров в Кремле.
«Сегодняшние наши переговоры с господином Макроном по традиции прошли в деловом ключе, были содержательными и полезными < > Мы хорошо понимаем, что господин президент [Франции] приехал в Россию, чтобы в первую очередь обсудить насущные вопросы, связанные с обеспечением европейской и глобальной безопасности, для поддержания которой наши страны как постоянные члены Совета Безопасности ООН несут особую ответственность».
«Россия категорически против расширения НАТО на Восток, потому что это: а) представляет для нас общую угрозу – дальнейшее распространение НАТО к нашим границам, не мы же двигаемся к НАТО, а НАТО двигается к нам. Поэтому говорить, что Россия агрессивна – по меньшей мере не соответствует здравой логике».
«Есть же проблема: европейские страны, в том числе Франция, считают, что Крым является Украиной, а мы считаем, что это часть РФ. И если будут предприняты попытки изменить эту ситуацию военным путем, а в доктринальных документах Украины прописано, что: а) Россия – противник, б) возможно возвращение Крыма военным путем. Представьте, что Украина – член НАТО, пятая статья не отменена. Наоборот, господин Байден недавно сказал, что пятая статья – это абсолютный императив, будет исполнен. Значит, наступит военная конфронтация между Россией и НАТО… Нам что, воевать с НАТО?».
«Я спросил на пресс-конференции в прошлый раз: нам что, воевать с НАТО? Но я хочу и вас спросить, есть же вторая часть этого вопроса: а вы хотите воевать с Россией? Вы спросите своих читателей, зрителей, пользователей интернет-ресурсами: вы хотите, чтобы Франция воевала с Россией? Ну, ведь так оно и будет. Наша обеспокоенность продиктована и вопросами, связанными с общеевропейской безопасностью».
«Мы понимаем, что Россия — одна из ведущих ядерных держав, а по некоторым компонентам современности многих даже опережает. Победителей не будет. Вы окажетесь втянутыми в этот конфликт помимо своей воли».
«Политика «открытых дверей» — достаточно вольная, нужная исключительно Соединенным Штатам, ну и, может быть, отдельным членам НАТО интерпретация зафиксированного во многих общеевропейских документах основополагающего принципа равной и неделимой безопасности».
«По-моему, всем очевидно, что сегодняшние власти в Киеве взяли курс на демонтаж минских договоренностей < > До сих пор не закреплена в украинском законодательстве известная — ну во всяком случае для специалистов — формула Штайнмайера, когда мы согласились с некоторыми поправками реально в минские договоренности и пошли на определенные уступки. Но и даже эти позиции, изложенные сегодняшним президентом ФРГ, а он тогда был министром иностранных дел — они не исполняются. Киев по-прежнему игнорирует все возможности мирного восстановления территориальной целостности страны путем прямого диалога с Донецком и Луганском».
«Альтернативы минским соглашениям для урегулирования ситуации на Украине нет, Киеву придется набраться мужества, признать то, что написано, <…> и работать: «Нравится, не нравится, терпи, моя красавица. Надо исполнять, по-другому не получится».
«Что меня больше беспокоит, это то, что на законодательном уровне [в Украине] закрепляется дискриминация русскоязычного населения, которому отказано как в признании его коренным народом, собственно говоря, на его родной земле, так и в использовании родного языка».