edc126ec 2092 4575 be78 a08ef5e2b90b общество Alt-info, featured, Имеда Дарсалия, Общественный вещатель Грузии, свобода слова, СМИ

Цензура или прокремлевские активисты: почему Первый канал Грузии оказался в центре скандала

В грузинской медиасфере разгорелся скандал, выходящий за рамки медийного. Общественный вещатель закрыл программу «Новая неделя» (Akhali Kvira), автор которой получал угрозы от прокремлевской радикальной платформы Alt-Info. На Первом канале решение объяснили реорганизацией, а в журналистских кругах – неприемлемостью критического мнения.

«Новая неделя» –  тележурнал, который вышел на грузинские телеэкраны 4 марта 2018 года. Имеда Дарсалия, в 2011 году работавший пресс-секретарем основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили, с тех пор являлся бессменным ведущим аналитической программы. Однако 28 декабря 2021-го ему сообщили о смене формата передачи и о том, что он больше не является ведущим, а до конца февраля объявляется реорганизация.

«Я действительно больше ничего не знаю, реальную причину не называли. Почему, по какой причине, почему я больше не ведущий – у меня есть вопросы, ответы на которые от менеджмента я пока не получил».

17 февраля грузинские СМИ подняли сообщения с угрозами, которые радикальные активисты стали писать публично через несколько часов после выхода в эфир репортажа «Опасная идеология Alt-Info». В сюжете говорилось о деструктивных действиях членов организации и проведении ими пророссийских интересов в Грузии.

Угрозы, по словам Дарсалия, поступили спустя пару часов после выхода в эфир. Но он не придавал этому значения, поскольку «такие вещи случались часто».

Один из лидеров Alt-Info Кока Моргошия тогда на своей странице в Facebook публично пригрозил авторам программы, что «время конца приближается».

«Проблема не в том, что вы – часть либеральной диктатуры, а в том, что вы финансируетесь за наш счет. Вы никак не связаны с общественным мнением. Один обычный антицерковный и антигрузинский канал. Очень скоро займемся всеми вами. Обещаю вам, что вы не сможете больше заниматься этой профессией. И ни «Наци» («Единое национальное движение», — прим. ред.), ни либералы не смогут проводить эти смешные акции. Время вашего конца приближается».

Сам Дарсалия пока осторожничает и не хочет связывать эти угрозы с закрытием программы. «Просто неудачно совпало», — предполагает он.

«Я не могу и не хочу связывать эти вещи. Не знаю, меня по-прежнему интересуют факты, и я буду ждать конца месяца, чтобы узнать, как поступит телеканал».

В руководстве Общественного вещателя, в свою очередь, заявляют: программа не закрыта, телеведущий получает зарплату, идет реорганизация. Утверждения о связь с угрозами на Первом канале назвали «несерьезными».

Тем не менее, 16 февраля сторонники «Консервативного движения» – эта партия была создана платформой Alt-Info – в Facebook-группе подчеркнули свою заслугу в закрытии передачи.

«Дарсалия – человек, который, кажется, любит НАТО и Америку больше себя. Одно из лиц этой программы – Кети Тутберидзе, которая судится с Бекой Вардосанидзе (активист «Грузинского марша», — прим. ред.). Кети – журналист, приближенный к посольствам США и Великобритании, обладательница их многочисленных стипендий, и это хорошо видно из ее сюжетов. Когда я спросил, уволили ли всю команду передачи, мне сказали: нет, никого не уволили, но распустили команду и перевели на разные программы, а Дарсалия не будет ведущим. Это означает, что Общественный вещатель в определенной степени считается с консерваторами. Поздравляю!».

Практика угроз со стороны членов агрессивных групп в адрес журналистов – не новая. Ранее, к примеру, такие угрозы получала один авторов проекта, журналистка Кети Тутберидзе. 25 декабря 2018 года активист ультранационального движения Торнике Вашакидзе и вовсе пригрозил ей физической расправой, а Общественному вещателю – коктейлями Молотова за сюжет о пророссийской пропаганде. А пару месяцев назад, в декабре 2021-го, на акции, организованной «Консервативным движением» перед офисом Народного защитника, Кети Тутберидзе препятствовали в осуществлении профессиональной деятельности. Ее окружила агрессивная толпа, ультраправые активисты оскорбляли девушку. Позже агрессия и травля перекочевали в интернет.

Но одной мишенью радикалы не ограничиваются. Один из лидеров Alt-Info Кока Моргошия теперь обращается ко всем оппозиционным телеканалам, «которые во всем его обвиняют».

«Даже не нужно угроз, очень скоро вы и так все закроетесь».

Между тем, Имеда Дарсалия главной угрозой считает вовсе не Alt-Info, а цензуру на Общественном вещателе, усилившаяся в последние два года. В интервью TV Pirveli он заговорил о существовании на Первом канале «черных списках» людей, которых журналистам нельзя писать. Кроме того, по его словам, на ТВ блокировались темы по разным направлениям.

«Мы решили эти проблемы на время при вмешательстве директора канала. Но два года политика в аналитическом шоу официально была запрещена, хотя после переговоров с директором канала политика и другие проблемные темы были возвращены в эфир, это был небольшой, но хороший период для команды «Новой недели». Более или менее нам приходилось бороться за то, чтобы поднимать критические темы».

Бывший продюсер Первого канала Ираклий Таблиашвили предполагает, что решение о закрытии «Новой недели» принимали «пророссийские силы, фактически встроенные в Вещатель». Он вспоминает следующий случай:

«Однажды несколько лет назад Бедукадзе, который является российским агентом и который основал какую-то партию, принес на Общественный вещатель бесплатную рекламу! Кто меня формально спрашивал? Но вместе с другими хорошими людьми мы протестовали против размещения этой рекламы в эфире. Тогда мы победили. Рекламный ролик был снят. Не буду брать грех на душу и скажу, что у гендиректора Тинатин Бердзенишвили тогда была правильная позиция. Тех, у кого была пробедукадзевская позиция и которые нам доказывали обратное, я называть не буду. Сегодня и этот неуважаемый, и Тинатин работают в Общественном вещателе».

Другой продюсер телеканала, Эка Шония, выступила с критикой Имеды Дарсалия. Шония утверждает, что это именно она привела журналиста в программу, и проект никогда не был авторским. «Это большая ложь и еще больший стыд», — написала она.

«Что касается обвинений о «черных списках», которые, оказывается, уже два года носит в сердце господин Имеда Дарсалия… Это выходит за рамки обычной нечестности, переходит все красные черты личных отношений и коллегиальности и оскорбляет всех сотрудников канала. Здесь люди день и ночь работают над тем, чтобы давать объективную информацию зрителям, и все видят, что канал не является ни партизанским, ни чьим-либо телевидением. Ситуация выглядит так, что господин Дарсалия давно бы хранил тайну «черных списков», если бы мы удовлетворили его амбиции и он продолжил вести шоу в одиночку. Но когда предложили вести программу и его коллегам, он сразу вспомнил, что страдал от цензуры и «черных списков».

Официальную позицию высказало и руководство Общественного вещателя. В своем заявлении они указали на «клевету и необоснованные обвинения».

«Согласно последним опросам, общественное доверие к Первому каналу Грузии растет. Создается впечатление, что укрепление независимого учреждения не отвечает интересам некоторых заинтересованных сторон, о чем свидетельствует кампания по очернению репутации и имиджа Общественного вещателя».

Впрочем, финансируемый из госбюджета ОВГ давно подвергается критике со стороны оппонентов властей и гражданского сектора, считающих, что он служит интересам не общества, а правящей «Грузинской мечты».

16 февраля на заседании весенней парламентской сессии во время слушания председателя Попечительского совета Общественного вещателя Ирины Путкарадзе лидер «Единого национального движения» Хатия Деканоидзе выразила сожаление в связи с отсутствием доверия к каналу.

«Я говорю это с болью в сердце. Значительная сумма денег уходит из нашего бюджета на финансирование, содержание и административные расходы Общественного вещателя. И очень жаль, что он не выполняет свои функции. Единственное, чего мы можем все желать, – чтобы канал более или менее правильно представлял в том числе и критическое мнение».

В августе 2021 года Первый канал прекратил трудовые отношения с журналистом Ираклием Абсандзе, который отличался критикой властей. Особенно откровенно он стал выражаться после массового насилия в отношении представителей СМИ 5-6 июля в Тбилиси и неэффективной реакции правительства. Когда МВД Грузии озвучило версию о том, что избитый толпой радикалов телеоператор Лексо Лашкарава мог погибнуть из-за передозировки, журналист написал в соцсетях:

«Что вы себе позволяете… вашу мать».

В своем посте Абсандзе отметил гендиректора канала, добавив: «Знаю, что нарушаю внутренний порядок, сними меня с эфира, если посмеешь».

[áмбави] Управляемое насилие: кому нужен грузинский радикализм

И хотя официальной причиной увольнения журналиста с телеканала было «нарушение условий контракта», Коалиция по защите интересов СМИ не исключает, что истинная причина – в критике правительства.

Примечательно, что ранее Абсандзе критиковал руководство Общественного вещателя и за скандальное журналистское расследование по теме монастырского комплекса Давид-Гареджи. В прямом эфире он заявил, что оно «способствовало усилению кампании ненависти против Ивери Мелашвили» – одного из фигурантов уголовного дела, которое оппоненты власти считают политически мотивированным.

В результате агрессивно настроенные группировки стали устраивать акции против журналиста, собирали подписей и даже обратились к гендиректору Общественного вещателя с требованием освободить Абсандзе от должности. Это же требование озвучила и прокремлевская платформа Alt-Info.

«Хотя Ираклий Абсандзе неоднократно подвергался нападкам со стороны агрессивных групп в публичной сфере, к сожалению, руководство Общественного вещателя не предприняло эффективных мер для его защиты», – писала тогда Коалиция по защите интересов СМИ.

Прокремлевские консерваторы: Alt-Info трансформируется в партию

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => общество