Президент России Владимир Путин подписал документ, который фактически позволит российским авиакомпаниям использовать самолеты иностранных лизингодателей вопреки их запрету.
Документ дает правительству массу полномочий в отношении самолетов, которые российские авиакомпании взяли в аренду у иностранцев.
У российских авиакомпаний несколько сотен самолетов, которые они взяли в лизинг. После вторжения России в Украину иностранные компании начали отказывать российским компаниям в финансовой аренде самолетов и аннулировать документы на них.
Документ позволяет российскому правительству в 2022 году принимать собственные решения, которые относятся к договорам финансовой аренды (то есть лизинга) иностранных самолетов, авиационных двигателей, машин и городского наземного электрического транспорта.
Также правительство сможет определять, как будут регистрировать самолеты в государственном реестре гражданских воздушных судов.
Все эти полномочия правительство сможет передавать другим органам.
Решение о регистрации самолета в реестре той или иной страны принимает владелец самолета — лизингодатель. Это может влиять на стоимость самолета на международном рынке после окончания лизинга.
Документ, который еще в пятницу, 11 марта, был принят Думой и Советом Федерации, вносит поправки в Воздушный кодекс, в закон «О финансовой аренде (лизинге)», а также в закон о железнодорожном транспорте и «О транспортной безопасности».
Закон о лизинге дополняется статьей 38. Она вводит особый порядок расторжения договоров лизинга, а также порядок расчетов и возврата имущества иностранным юридическим лицам «в ситуации применения специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций».
В субботу управление гражданской авиации принадлежащих Великобритании Бермудских островов (BCAA) сообщило о приостановке действия сертификатов летной годности воздушных судов российских авиакомпаний, которые летают в России по соглашению между двумя странами.
Там объясняли это невозможностью контролировать состояние самолетов в российских компаниях.
«Система обеспечения летной годности была ограничена до такой степени, что BCAA не может с уверенностью утвердить эти воздушные суда в качестве пригодных к полетам», — отмечали в управлении (цитата по ТАСС).
По подсчетам «Коммерсанта», всего в России, по разным оценкам, имеются 730-770 самолетов с бермудской регистрацией из общего парка более чем в 980 воздушных судов.
Несмотря на то, что с 3:00 13 марта полеты самолетов, внесенных в бермудский реестр, были фактически нелегальны, часть авиакомпаний продолжали их выполнять.
Законодательная база есть
Российские власти с момента объявления санкций ЕС против России готовили законодательные основания для использования самолетов иностранных лизингодателей.
Как сообщал ТАСС, минтранс разработал около 20 мер поддержки авиакомпаний. Среди них — продление действующих сертификатов летной годности до 1 сентября, допуск сторонних компаний к ремонту самолетов и замене их комплектующих, а также продление срока использования некоторой технической документации самолетов, оставшихся без техподдержки от разработчика.
6 марта Росавиация официально рекомендовала авиакомпаниям прекратить международные перелеты — что большинство из них и сделали.
«Данная рекомендация вызвана высокой степенью риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом», — подчеркивали в ведомстве.
По данным главы департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности минтранса России Алины Малышевой, российские авиакомпании эксплуатируют 1367 самолетов, из них в иностранных реестрах зарегистрированы 739.
По оценке аналитической компании Cirium, которую приводило агентство Рейтер, российские авиакомпании используют более 500 самолетов иностранных лизингодателей (всего у российских компаний более 750 самолетов в лизинге).
Как отмечали источники Рейтера, иностранные лизингодатели испытывают сложности с изъятием своих самолетов у российских перевозчиков. Они ожидают многолетних судебных разбирательств, которые позволят решить судьбу этого флота.
«Нет ничего официального, но российские авиакомпании не возвращают самолеты. Единственная горстка — это несколько самолетов, которые уже находились за пределами России и могли быть конфискованы», — приводил Рейтер слова независимого авиационного консультанта Бертрана Грабовски.
В условиях изоляции российские компании уже начали искать способы получать материалы и запчасти на свои самолеты. Об этом, в частности, заявил 10 марта директор авиационно-технического центра компании «Уральские авиалинии» Игорь Поддубный. По его словам, компания проанализировала мировой рынок материалов и запчастей и нашла варианты, которые проходят по европейским (докризисным) и российским нормам летной годности.
«Мы начали делать анализ и пришли к выводу, что, в принципе, ни сегодня, ни завтра мы не остановимся, это точно. И самолеты «Уральских авиалиний» будут безопасно летать без «раздраконивания» флота, без остановок самолетов и без «вандализма», то есть, не снимая ничего (детали с одного самолета на другой), месяца два-три», — сказал Поддубный (цитата по Интерфаксу).