Первое, что решила сделать Анна по возвращении домой — наполнить его уютом. Анна живет в Киеве и уехала оттуда во второй день войны.
Несколько недель спустя она вернулась и написала у себя в «Фейсбуке»: «Посоветуйте простой рецепт дрожжевой сладкой выпечки. Мы вчера вернулись в Киев, домой, и я ужасно хочу наполнить дом уютом».
- «Держат в каком-то подвале». Как в захваченных Россией регионах Украины похищают людей
- Виртуальная больница и жилье на полгода: как россияне и белорусы в Британии помогают украинским беженцам
Со дня вторжения России в Украину прошло чуть больше месяца. Люди пережили страх, отчаяние, разочарование — и приняли ситуацию такой, какая она есть. В стране война, а дома родные стены помогают — это выражение для многих приобрело истинный смысл.
Все больше мирных жителей возвращается домой — в Киев.
Дом с уютом
История киевлянки Анны — не единичный случай. Они с мужем и четырехлетней дочерью уехали из Киева 25 февраля, на второй день войны.
«На тот момент это было правильное решение. Мы уехали на дачу в бориспольском районе», — рассказывает Анна.
Помимо сложных бытовых условий на летней даче, которая не приспособлена к низким температурам, ситуация была напряженная: «Здесь тоже были слышны взрывы — удаленно, но почти весь день. Над нами низко пролетали вертолеты. И в какой-то момент супруг сказал, что нам было бы безопаснее вернуться».
Несмотря на то, что Анну пугали длинной дорогой и множеством блокпостов на пути в столицу, возвращение получилось быстрым и счастливым.
За эти недели Киев и условия жизни в нем сильно изменились.
Супруг Анны занят в волонтерском движении, а она с дочерью выстаивает очереди в магазинах или просто гуляет. Благодаря хорошему интернету в городе на прошлой неделе у Анны появилась работа.
«Я настроена оставаться. Здесь мы все вместе», — говорит Анна о жизни в Киеве.
Анна испекла булочки по рецепту, который ей посоветовали, и теперь ее квартира наполнена ароматом корицы и уюта.
Киев — «дом, где дышат люди»
Режиссер Екатерина Горностай в первые дни войны уехала из Киева к своей маме, живущей недалеко от столицы: там сначала вроде бы было спокойнее.
«Но с каждым днем мы все четче могли слышать (а иногда даже видеть) линию фронта вокруг Киева. Каждый вечер мы решали, оставаться ли еще или бежать дальше», — вспоминает она.
Мама наотрез отказалась куда-то ехать, бегство на запад или за границу Екатерина не рассматривала, поэтому было принято решение возвращаться в Киев.
Несмотря на то, что в январе в широкий прокат вышел полнометражный фильм Екатерины Горностай «Стоп-Земля», сейчас она работает не по профессии.
«Мы довольно быстро нашли волонтерский центр и уже две недели работаем руками: фасуем обеды для нуждающихся. Эта работа спасает меня от постоянного чтения новостей и ужасных навязчивых мыслей», — рассказывает о своем времяпровождении в Киеве Екатерина.
«Говорят, если постоянно не жить в доме, он очень быстро рушится. С городами такая же история. Город должен быть наполнен своими жителями, нужно, чтобы продолжался круговорот продуктов, денег и услуг», — убеждена она.
Сейчас Екатерина радуется простым вещам, свидетельствующим о жизни города: открывшемуся у дома кафе, букету на день рождения коллеге, который можно купить в переходе, и даже маленькой пробке на дороге.
«Я воспринимаю Киев как гигантский дом, в котором живут люди. Они переживают, часто сидят в укрытиях, спасают из-под завалов своих соседей, но продолжают здесь оставаться», — говорит Екатерина.
«Мне страшно, что бомбардировка города российскими самолетами и ракетами может усилиться, но я бы очень хотела остаться здесь», — подытоживает она.
«Ориентируемся на сирены»
В первый день войны Елена Ковальчук с супругом и дочерью выехали к друзьям, живущим под Киевом.
«Когда у нас прошел первый шок, спустя несколько недель мы решили вернуться в свою квартиру. В родных стенах спокойнее», — говорит Елена.
Они оборудовали свою квартиру и этаж, чтобы было безопаснее.
Елена довольна решением вернуться в Киев. Если оставаться в Украине — то только у себя дома, говорит она.
«Мы здесь живем уже неделю и нам спокойно. Ориентируемся на сирены. Здесь спокойнее моим детям, потому что они среди своих вещей», — добавляет Елена.
«Чувствую, что нужна Киеву»
Оксана Белоус вспоминает, что 24 февраля у нее возникло плохое предчувствие. Еще утром от соседей к ней в квартиру залез большой таракан.
Когда позвонил сын и рассказал о взрывах, Оксана взяла кота и собаку и уехала на дачу на Житомирской трассе. После того, как там пропало электричество и рядом начались бои, она переехала в Винницу.
«Сидишь и думаешь, чего ты здесь сидишь, от чего прячешься?» — вспоминает Оксана.
Оксана — киевлянка в пятом поколении. Киев — родной город, все предки жили здесь, где и она сейчас, в этом углу центра столицы.
«Я спрашивала свою бабушку, которая во время Второй мировой войны, во время оккупации оставалась в Киеве, не боялась ли она, что бомбы летят. Она отвечала: будет так, как суждено. Если судьба погибнуть — то в родном доме, если родные стены сохранят, так будем жить. Так род и держится», — добавляет Оксана.
Оксана — народная мастерица. Уже много лет она проводит мастер-классы по росписи писанок. Еще в Виннице ей стали писать люди и спрашивать о разных товарах.
«Люди спрашивают о красках, писачках, книгах. Это такая писанкотерапия для всех», — говорит Оксана.
Она вернулась в Киев несколько дней назад и уже пакует заказ: часть заработка Оксана отдает на нужды пострадавших от войны через греко-католическую церковь.
Что касается предчувствий об окончании войны, у Оксаны они хорошие.
«Самые мрачные времена наступают перед рассветом. Все, что не делается, все к лучшему. Нам нужно пройти через это», — считает она.
Писанки, разрисованные 24 февраля, уже подсохли и будут радовать на Пасху, которая обязательно будет светлой, говорит Оксана.