30 марта де-факто президент самопровозглашенной Южной Осетии заявил о начале юридических процедур по присоединению к России. По словам Анатолия Бибилова, вхождение в состав РФ – это его стратегическая цель. SOVA собрала реакции на слова цхинвальского лидера.
«Говорить о референдуме в Южной Осетии в условиях, когда эта территория Грузии оккупирована, недопустимо. <…> В условиях оккупации никакой референдум не будет иметь никакой юридической силы, особенно на фоне того, что сотни тысяч наших граждан были изгнаны из своих домов в результате этнических чисток и не имеют возможности вернуться туда».
Давид Залкалиани, глава МИД Грузии
«Мы давно знаем о желании наших соседей, Южной Осетии, сделать свой выбор – воссоединиться. Поэтому, на мой взгляд, когда все юридические формальности будут соблюдены, нет никаких препятствий правового характера, чтобы осуществить давнюю мечту жителей Южной Осетии войти в состав РФ. Мы ждем, когда эти процедуры пройдут. С нашей стороны все необходимые правовые вопросы отработаны были еще 20 лет назад»
Андрей Климов, замглавы комиссии Совета Федерации РФ по международному сотрудничеству
«Все зависело только от того, что делала Российская Федерация. К сожалению, такую реальность создала наша предыдущая власть, когда все ресурсы, включая территории и военные базы, были отданы в их руки».
Гия Вольский, вице-спикер парламента Грузии
«Мы один народ. Язык один, мы друг друга очень хорошо понимаем. Мы давно говорим только об одном – это номенклатурные границы. Я полностью поддерживаю Анатолия Ильича. Это не его личное мнение. Это мнение людей, которые на сегодняшний день живут в Южной Осетии. И второе – мнение всех жителей Северной Осетии».
Сергей Меняйло, глава Северной Осетии-Алании
«К сожалению, в этом направлении нам следует ожидать еще много провокаций. Это не первое заявление Бибилова и т. н. югоосетинских представителей о присоединении к России. Мы также должны дождаться, как на это отреагирует Россия. Позиция России будет месседжем для Грузии по поводу нарушения нашей территориальной целостности и суверенитета».
Бека Давитулиани, депутат от «Грузинской мечты»
[áмбави] «Хезболла» и наемники из Цхинвали: как Россия сохраняет лицо в Украине
«Мы приветствуем стремление народа Южной Осетии воссоединиться с Северной Осетией в рамках Российского государства. Уверены в том, что этот шаг в полной мере отвечает интересам и южных осетин. <…> [Но] суверенная независимая Абхазия выстраивает и будет продолжать выстраивать с братской союзнической Россией отношения в строгом соответствии с Договором от 24 ноября 2014 года».
Аслан Бжания, де-факто президент Абхазии
«Не важно, направлена ли эта провокация на достижение успеха во внутриполитических процессах, если это вообще оккупационная тактика. Конечно, в любом случае это провокация, и наш самый действенный ответ – активно использовать все международные площадки и общаться с нашими западными партнерами. Любая провокация требует должной оценки со стороны международного сообщества».
Рати Ионатамишвили, депутат от «Грузинской мечты»
«Осетинский народ является разделенным народом. И заявление руководителя республики – это возможность для осетин стать одним большим народом. Это решение дает право на самоопределение, возможность определять и свое будущее, и вектор развития».
Артем Туров, зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ
«У этой клоунады, устроенной т. н. властями оккупированного Цхинвальского региона и российским агрессором, не может быть никакой международно-правовой основы. Исключено, чтобы мировое сообщество изменило международно-правовой и политический статус Цхинвальского региона. Неотъемлемая часть суверенной территории Грузии оккупирована. Точка».
Григол Вашадзе, экс-глава МИД Грузии
«Я думаю, это вполне вероятно. Это, конечно, будет решение именно народа, оно будет приниматься на референдуме. Я так понимаю, что сейчас речь идет о том, чтобы выбрать даты для этого. Решение понятно и обосновано, потому что сейчас мир динамично меняется, и многие государства ищут защиту у более сильных игроков, которые им близки по духу, по традиции и по территориальному признаку».
Мария Бутина, член комитета Госдумы РФ по международным делам
«Случилось именно то, о чем я предупреждал всех в течение последнего года. Вся эта бордеризация, которую грузинское правительство не учло, служила подготовкой к аннексии Цхинвали. Они думали, что если лягут под Россию, она этого не сделает. Бибилов в своем выступлении изложил многолетнюю пропаганду. Следовательно, мы остались практически без союзников, маргинализованы перед лицом этой великой опасности».
Михаил Саакашвили, третий президент Грузии
«Дания осуждает проведение в Цхинвальском регионе референдума о присоединении к России. Сегодня, когда мир стал свидетелем подъема опасного и авторитарного режима, Россия ведет войну против Украины, а российские войска все еще находятся на оккупированных территориях Грузии, Дания решительно поддерживает Грузию и все страны, которые верны международным правилам и ценностям».
Йеппе Кофод, глава МИД Дании
«Хотя аннексия Цхинвальского региона уже произошла при путинском режиме, наша политическая беда заключается в том, что наше правительство все эти годы не защищало национальные интересы страны, и особенно сейчас, когда враг действует против нас. Результат этого – заявления о возможной аннексии. Мы не знаем, будет ли сделан этот шаг, но одно знаем точно: наше правительство действует против национальных интересов».
Гига Бокерия, «Европейская Грузия»
«Я не могу выразить никакую позицию, у нас в этом плане никаких ни юридических, ни иных действий не предпринималось, но в то же время в данном случае речь идет о выражении мнения народа Южной Осетии, мы с уважением к нему относимся».
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
«Бибилов сам сделал это заявление, как вы думаете? Это его позиция или позиция России? Есть ли результат у провальной политики правительства Грузии? Нет. Достойная и принципиальная позиция всегда принесет результаты. В обратном случае мы будем получать такой же ответ от России, которая является агрессором и оккупантом, которая хочет втащить нас заколдованную советскую ментальность».
Георгий Вашадзе, «Стратегия Агмашенебели»
«Сегодня 31 марта, день, когда абхазы и осетины вместе с нами проголосовали за независимость Грузии. Что мы получили вчера поздно вечером? Еще один большой удар по нашей государственности и независимости. Может быть, не меньше, чем в 2008 году».
Анзор Бицадзе, «Единая Грузия»
«Если завтра встанет вопрос [о принятии Южной Осетии], то я скорее положительно бы на это реагировал. Для этого нужно провести юридические процедуры и мне кажется, что момент для этого вполне подходящий. Хуже, как говорится, уже не будет».
Леонид Калашников, председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ
«Сейчас [властями России] предпринимаются попытки продемонстрировать гражданам какие-то небольшие успехи. Дескать, мы добавили России территории. Грузия должна быть активна в общении с международным сообществом, в том числе искать оборонительное вооружение и вступать в небольшие альянсы».
Зураб Батиашвили, аналитик
«Все эти годы у жителей Южной Осетии есть одна мечта – быть в составе РФ. Они это считают очень важным для будущего своей земли, своих детей и внуков».
Виктор Водолацкий, зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ
«Референдум проводили не один раз, это их историческая судьба, наверное, — объединение с Северной Осетией, мечта национальная, и поэтому ничего удивительного в этом нет. Мы только поддерживаем такое стремление братской Южной Осетии. Что касается возможности вхождения Абхазии в состав России, то наша Конституция, законодательство не позволяют, да и таких настроений нет в обществе».
Сергей Шамба, де-факто секретарь Совбеза Абхазия