Глава информационной службы телеканала «Дождь» Екатерина Котрикадзе взяла интервью у одного из самых известных кинорежиссеров грузинского происхождения Отара Иоселиани. Война в Украине, русский язык, культура и многое другое… Интервью можно посмотреть на YouTube-канале «Котрикадзе Дзядко». В текстовой версии SOVA — самое интересное.
О том, что в учебниках по истории напишут о весне 2022 года
«После Адольфа он будет вторым. Знаете, кто? Если у него крыша поехала, то это простимо. Наверное, будет экспертиза психиатрическая и, может, они скажут, что он не в себе и за свои слова и поступки не отвечает. А если отвечает, тогда он во многом провинился. И если он в своем уме, а не просто мерзавец, то количество жертв, которое висит у него на руках, которые в крови по локти, просто так ему не сойдет, я думаю. И вообще, иметь во главе государства убийцу – это просто невыносимо.
«Населил» он словесно дивную страну Украину фашистами, наркоманами и мерзавцами… Нет бы ему посмотреть в зеркало на себя. Наверно, любуется».
Об угрозе вторжения РФ в Грузию
«У Грузии есть угроза, потому что они ее уже попробовали на зубок в Абхазии и в Самачабло. Это Сталин Самачабло переименовал в Южную Осетию. Тоже был удалой человек, тоже мерзавец.
Власти грузинские они в нерешительности. Не знаю, будет это, не будет. Во всяком случае, насколько я знаю, они к этому готовятся. Даже, если голыми руками эта лавина дикарей нападет на Грузию, то куда деваться… Грузины очень не любят убивать людей.
У меня есть опасения, что безумец распоясался, и смирительной рубашки на него пока что не придумали. А раз распоясался, то ему теперь море по колено. Следующий его проект – это Польша и Прибалтика».
О Владимире Зеленском
«Удивил он меня. Имея в виду мою профессию. Я знаю, что такое актер. Я думал, что он актер, но иногда человек превосходит актера, что с ним и произошло. Он необыкновенно благородно выглядит, он не трус. Он не сидит в бункере».
О том, что будет с Россией
«Во-первых, Россия больше, чем на 50%, населена быдлом. Быдло – это означает животное, не думающее, не соображающее, не интересующееся ничем, ничего не знающее, не имеющее совести, потому что совесть идет со знанием чего-то, каких-то правил хотя бы. По-грузински это называется еще хуже – «брбо» (ბრბო) – толпа. Толпа не имеет мозгов, толпа погоняема, и спасибо большое российской социалистической революции, мы сплошь и рядом наблюдаем, что бывшие благородные люди и джентльмены превратились в служак, то есть элементы толпы».
О русском языке
«Я говорю на многих языках, но это самый точный, самый витиеватый, благородный, дивный образами язык, слепленный из сотни языков, которые он в себя вобрал. Поэтому он какой-то универсальный. Но если французский и немецкий языки сделаны по модели латыни, то этот язык каким-то чудом… и, конечно, произведен он опытами Ломоносова, Державина и Пушкина. Пушкин поставил точку. Поэтому самый великий и благородный человек в России – Пушкин, изобретатель языка. Язык – это сокровище, носитель мерил, критериев».
О том, почему страна с великой культурой оказалась в таком положении
«Потому что культура была элитарной. Культура принадлежала людям, воспитанным на французской культуре. Это не русская культура. Только Пушкин ее преобразовал, но весь образованный мир в России не говорил ни слова по-русски, только по-французски. Это произвело эффект неожиданный, то есть русифицировали французскую культуру.
Надо всеми силами уничтожить язву, которая покрыла Россию, но кому ее уничтожать, я уже не вижу. Потому что попорчено поколение рабством, комсомолом, партией, карьерой.
Мы окружены либо рабами, либо ворами. Есть надежда, что все перемалывается, но это не сегодня и не завтра».
Об идееях коммунизма
«Я не знаю, что должно произойти, чтобы я из моей семьи был влюблен в идею коммунизма, а я был влюблен, потому что она казалась мне невероятно благородной. Значит, надо мной поработали. А то, что кругом шли расстрелы, кругом всех арестовывали, я не знал. Когда отца в первый раз арестовали, мне было четыре года. В восемь лет я влюбился в коммунизм как в идею, благородный поступок. А меня, оказывается, обманули. Пока я пришел в себя, прошло время. Потом я превратился в такого, как сегодня. Но уже охмурять моих детей я не позволю, потому что это все была громадная ложь».
О профессии кинорежиссера
«Папа сидит, я уже кино снимаю. Я сообщил ему, что поступил в кино. Для моего папы кино – это было то же самое, что стать уличной бабой гулящей. Когда он вернулся, я уже какое-то количество картин снял: «Листопад», «Жил, был певчий дрозд». И они были все запрещены. Папа обратил на это внимание. «Ах, запрещены», — он сказал, «значит – это профессия».