«Иноагентам» в России разрешат не маркировать сообщения в соцсетях, но запретят преподавать и работать с детьми. Такие меры предусматривает новый законопроект, представленный в четверг на заседании комиссии по иностранному вмешательству
Комиссия Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России разработала «обобщающий» законопроект об «иностранных агентов», сообщил в четверг глава комиссии Василий Пискарев. Внести его в Госдуму планируют на следующей неделе.
Законопроект в частности предполагает создание единого реестра «иностранных агентов» вместо существующих четырех. В документе предусматривается как смягчение отдельных ограничений, так и введение новых.
- Правозащитники попросили Путина смягчить закон об «иноагентах». Он не стал ничего обещать
- Журналистов Евгения Киселева и Матвея Ганапольского в России внесли в новый реестр «иноагентов». В чем отличия?
- Политическая зима. Сколько «иностранных агентов» эмигрировали из России и почему
Минюст предложил оставить обязательную маркировку в соцсетях только для «профессиональной деятельности», а «бытовые контенты» от дисклеймера освободить. Текст законопроекта пока не опубликован, поэтому трудно оценить, что имеется в виду.
Сейчас все «иностранные агенты» должны предварять свои публикации уведомлением, о том, что «ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА».
Закон требует делать это именно заглавными буквами.
«Формат маркировки. Здесь, дабы избежать вот этих всех комических случаев бытовых контентов в соцсетях… такие случаи исключены. В докладе было предложено, что маркировка [будет использоваться] в режиме только профессиональной деятельности, либо той деятельности, на основании которой тот или иной субъект был признан иностранным агентом. Все остальное в нашем понимании и той концепции, которая предложена, исключено», — заявил замминистра юстиции Олег Свириденко.
Полное обнуление
Кроме того, по словам Свириденко, в минюсте «услышали некоторые мысли общественности относительно выхода» [из реестра].
В результате министерство предусмотрело не только процедуру выхода из реестра, о которой давно просили правозащитники, но и упрощенный выход для тех, кто попал в список впервые.
Кроме того, Свириденко рассказал о возможности «обнуления» иноагентства: «Например, ошибка может быть, ну, и в судах, извините меня, ошибки существуют. Если таковая произойдет, то гражданин в течение любого времени, на следующий день, через месяц подает такое заявление. И решением министра, либо замминистра он исключается из этого реестра с момента его вхождения. Полное обнуление. При наличии ошибки».
Новые запреты
Депутат Пискарев представил менее либеральные инициативы, входящие в законопроект.
В частности, лицам, внесенным в реестр «иноагентов» будет запрещено вести преподавательскую, просветительскую, воспитательную работу с детьми. Им также нельзя будет «производить информационную продукцию для детей и подростков».
«Мы глубоко убеждены, что любая деструктивная деятельность в отношении наших детей должна решительно пресекаться. В этом нас поддерживает и родительская общественность и педагоги» — заявил Пискарев.
В единый реестр войдут не только непосредственно «иностранные агенты», но и аффилированные с ними лица. Кого будут считать таковыми, в комиссии не уточнили.
«Иностранные агенты» не смогут стать инвесторами на стратегических предприятиях, важных для обороны и безопасности страны. К ним авторы законопроекта отнесли производителей вооружений и военной техники, компании, работающие в сфере авиации и космонавтики, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых.
Кто сейчас находится в «иноагентских» реестрах?
Сейчас в России существует четыре реестра иноагентов: «Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», «Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента», «Список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента», «Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента».
В реестре НКО-«иноагентов» насчитывается 72 организации, рассказал Свириденко на заседании комиссии. С 2012 года их было 215, однако 143 были исключены либо по заявлению, либо по причине ликвидации.
В реестре незарегистрированных общественных объединений содержатся сведения о семи таких объединениях, этот список ведется с 2021 года. Еще два человека находятся в реестре физлиц-«иноагентов», который был запущен с 2022 года.
В реестр СМИ-«иноагентов» включены 142 юридических и физических лица.
«В 2021 году большее количество признаны — 94, — признал Свириденко. — Но обращаю внимание, что из них 11 субъектов включились добровольно».
Вероятно, замминистра имел в виду организации, созданные физическими лицами после попадания в реестр в соответствии с требованиями закона.
С момента включения юрлица в реестр граждане, получившие статус СМИ-«иноагента», должны не только сами отчитываться перед минюстом и ставить пометки о своем статусе (в том числе в личных соцсетях), но и нести ответственность за выполнение тех же требований созданными ими ООО. Хотя такие компании по сути могут оставаться «пустышками» и даже не иметь средств на своих счетах.
По закону человек, признанный в России СМИ-«иноагентом», обязан в течение месяца зарегистрировать российское юридическое лицо (ООО) и уведомить об этом минюст. Такое юрлицо должно быть внесено в тот же реестр и исполнять требования к ним — маркировать свои материалы, отчитываться о доходах и расходах, а также представлять дважды в год отчет о своей деятельности.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Загрузите наше приложение: